Оловянные и свинцовые баббиты
Содержание:
Содержание
- 1 Автор изобретения
- 2 Марки баббита
- 3 См. также
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Автор изобретения
Назван в честь американского изобретателя Исаака Баббита
(Isaac Babbitt ; 1799–1862). Родился в Таунтоне, штат Массачусетс, США. Работая ювелиром, стал заниматься производством сплавов. В 1824 году открыл в родном городе первую в США фабрику по изготовлению дешевого сплава – заменителя серебра, состоящего из меди, олова и сурьмы. В 1834 году продал свою часть предприятия (существующего до сих пор) и переехал в Бостон, где нанялся на работу в Южно-Бостонскую железоделательную компанию (литейное производство Алджера). Работая там, отлил первую в США латунную пушку. В 1839 году изобрел хорошо известный сейчас антифрикционный сплав баббит. За это изобретение был удостоен в 1841 году золотой медали ассоциации механиков Массачусетса. Конгресс США выкупил у Баббита патент на созданный им металл за 20 000 долларов. Баббит продолжал изготовлять различные сплавы, а также занимался производством мыла.
В России баббит стал использоваться в промышленном производстве с 1847 года.
Правила приема подшипникового сплава
Пункты, осуществляющие прием цветного металлолома, в т.ч. и баббита, при оценке антифрикционного металла ориентируются на стандарты, принятые в 2009 году.
Оценка баббитов по ГОСТ 1639-2009:
Вид лома | Характеристика | Показатели | Норма |
Олово | Б83, Б83с, Б88. Лом и куски баббитов | Засоренность Олово Свинец Размер | Не больше 3% Не менее 80% Не более 1,5% Не менее 200мм |
Олово | Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш Лом и куски баббитов | Засоренность Олово Свинец Размер | Не больше 3% Не менее 1,5% Не более 63% Не менее 200мм |
Олово | Б 83, Б 83с, Б 88 Стружка | Засоренность Олово Свинец | Не более 4% Не менее 80% Не более 1,5% |
Олово | Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш. Стружка оловянно-свинцовая | Засоренность Олово Свинец | Не более 5% Не менее 5,5% Не менее 63% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц. Отходы кальциевых баббитов | Засоренность Свинец | Не более 7% Не менее 94% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Лом кальциевых баббитов | Засоренность Свинец | Не более 15% Не менее 94% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Стружка | Засоренность Свинец | Не более 10% Не менее 86% |
Оловянные и свинцовые баббиты входят в категорию цветного металла – олова.
Кальциевые принимают как лом свинца.
Также металлолом делится на категории:
- сплав в форме чушки с допустимым уровнем примесей для прямого переплава;
- брак, не поддающийся исправлению (чушки, осколки), отходы производства (стружка);
- старый лом: баббитовые вкладыши, непригодные для дальнейшей эксплуатации.
Для точной оценки подшипникового сплава необходимы измерительные приборы, с помощью которых определяется химический состав и засоренность.
Структура — баббит
Структура баббита Б83 состоит из твердых включений в виде кубиков и игл и мягкой оловянистой основы ( фиг. Благодаря такой структуре основа баббита изнашивается быстрее и вал опирается на твердые включения, а в образовавшихся между ними впадинах удерживается смазка и равномерно смазывает трущуюся поверхность вала. При попадании в подшипник твердых посторонних частиц они вдавливаются в мягкую основу и не портят поверхности вала.
Структура баббита состоит из мягкой пластичной основы, в которой распределены твердые кристаллики химических соеди нений. На рис. 65 видны белые кубической формы твердые кристаллы, иглы и звездочки на фоне мягкой основы.
Структура баббита состоит из вязкой упрочненной темной основы и мелких твердых светлых частиц. Основной металл баббита — свинец — дает с кальцием относительно тугоплавкое, твердое и хрупкое химическое соединение РЬзСа.
Структура баббита Б83 показана на фиг. Белые иголочки и звездочки — кристаллы химического соединения CusSn, являющиеся также твердыми частицами в сплаве.
На структуру баббита оказывает решающее влияние скорость охлаждения залитого подшипника или вкладыша. Для получения хорошей структуры залитый подшипник следует охлаждать струей воды, С этой целью сердечник прибора изготавливается полым с двумя отверстиями для ввода и вывода охлаждающей воды.
В структуре баббита, поврежденного электроэрозией, большая часть кубических кристаллов упрочняющей фазы олово — сурьма не расколота, поверхности разрушения баббита имеют хрупкий или полухрупкий характер, нередко наблюдается сетка трещин. При выкрашивании баббита следы перегрева структуры могут наблюдаться со стороны стальной или чугунной подложки, при этом в зоне разрушения ( выкрашивания) исчезают следы полуды. Поверхность подложки и отвечающая ей обратная сторона баббита покрыты эрозионными кавернами, нарушающими рельеф механической обработки.
Мышьяк измельчает структуру баббита, в количестве до 0 5 % — уменьшает твердость.
Вблизи поверхности трения изменяется структура баббита: зерна деформируются и измельчаются, в результате чего повышается его твердость. На рис. 77 приведены графики распределения микротвердости Н20 в поверхностных слоях баббита вкладышей коренных подшипников двигателя ЗИЛ-120. Из графика видно, что наибольшая микротвердость наблюдается на рабочей поверхности вкладыша.
Долговечность подшипников зависит от структуры баббита в изделии.
Хорошей работе антифрикционного материала благоприятствует структура баббитов, характеризуемая пластической основой с более твердыми, вкрапленными в нее составляющими.
Хорошей работе антифрикционного материала благоприятствует структура баббитов, характеризуемая пластической основой с более твердыми, вкрапленными в нее составляющими.
Износ вкладыша в значительной степени зависит также от структуры баббита. При мелкозернистой и плотной структуре износ баббита уменьшается и наоборот.
Химический состав баббитов. |
По структуре баббиты удовлетворяют так называемому правилу анти-фрикционности: в мягкой и пластичной основе структуры баббита должны быть равномерно распределены включения твердых кристаллов.
Наиболее высокими антифрикционными качествами обладают высокооловянные баббиты, представляющие собой сплавы олова с сурьмой с небольшими присадками меди ( вводимой для предупреждения ликвации); структура баббита — твердые кристаллиты SnSb.
Что такое баббит, и где его применяют
Баббит — это мягкий сплав, в составе которого присутствуют частицы твердых металлов. Используется в качестве твердой смазки в подшипниках и деталях трения.
При заливке или напылении сплава на внутреннюю сторону вкладыша подшипника образуется кольцо, которое при постоянной подаче масла повышает износостойкость деталей.
Основой антифрикционного сплава служат олово и свинец, обладающие высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения.
В зависимости от предназначения, в сплав добавляют:
- медь:
- сурьму;
- кальций;
- алюминий и т.д.
Баббиты по составу основного сырья делятся на три категории:
- свинцовые;
- оловянные;
- кальциевые.
Свинцовые сплавы
Баббиты из свинца наиболее распространены из-за своей дешевизны, применяются для заливки деталей, не подверженных сильной нагрузке.
По составу добавок маркируются:
- Б16;
- БН;
- БС6.
Основной состав сплава марки Б16 – это свинец. Цифра 16 обозначает процент содержания олова, дополнительные примеси – медь и сурьма.
Особенностью этого баббита является способность выдерживать высокие температуры в течение длительного времени.
Главный недостаток – при больших нагрузках и вибрации сплав трескается и крошится.
В основном используется для заливки подшипников железнодорожного и водного транспорта, во время эксплуатации которых их часто меняют.
Также баббит Б16 можно найти в:
- подшипниках маломощных дизельных моторов;
- мельницах шарового и трубного типа;
- турбинах, вращающихся под давлением пара или воды;
- компрессорах;
- дробильных установках.
БН – баббит, который можно использовать вместо Б16, в нем также присутствует до 11% олова и 5 дополнительных веществ:
- сурьма (до 15%);
- медь;
- кадмий;
- мышьяк;
- никель.
Свинцовый сплав БС6 выдерживает ударные нагрузки и востребован в деталях тракторных двигателей.
Дорогостоящие оловянные баббитовые сплавы
Маркировка по ГОСТ:
- Б88;
- Б83;
- Б83с.
Оловянные сплавы дороже. По физическим и антифрикционным свойствам они превосходят свинцовые.
Самый популярный сплав марки Б83, в основной состав которого входит до 85% олова, сурьма и медь.
Широко применяется в подшипниках, вращающихся на высокой скорости при средних нагрузках.
Высокая износостойкость продлевает срок службы оборудования, но, так же, как и баббит Б16, Б83 не выдерживает ударных нагрузок и вибраций.
Применяют в механизмах, принцип работы которых основан на турбинном вращении.
Это могут быть:
- подшипники паровых двигателей;
- турбокомпрессоры;
- дизельные двигатели с низкими оборотами.
Б88 – самый дорогой оловянный сплав баббита. Из маркировки следует, что средний процент содержания олова – 88%. Выдерживает не только высокие температуры, но и устойчив к высоким динамическим нагрузкам и вибрационным ударам. Активно используется в тяжелом машиностроении и в других отраслях, связанных с громоздкими вращающимися механизмами.
Кальциевые баббиты
Свинцово-кальциевые сплавы производят под маркировкой:
- БКА;
- БК2;
- БК2Ц;
- БК2Ш.
Данные баббиты используют в основном в подвижных механизмах железнодорожного транспорта, а также для заливки коренных и шатунных подшипников дизельных и газовых двигателей.
Область применения
В зависимости от своих индивидуальных свойств каждая разновидность баббита применяется строго в определённых механизмах и машинах. Все они применяются для заливки боковых стенок вала крепления подшипника. Это помогает значительно снизить коэффициент трения, препятствующий нормальному вращению подшипника. Обладая относительно невысокой температурой плавления, удаётся получить хороший эффект при постепенном притирании вращающихся деталей. Он позволяет значительно снизить износ новых элементов подшипников и повысить их срок службы. Кроме этого при вращении подшипника, в баббите образовываются микроканалы. Через них улучшается смазка всех вращающихся деталей.
Каждая марка баббита имеет особую область применения. Например, оловянные баббиты используют тогда, когда обязательно необходима повышенная износостойкость при высоких скоростях вращения. Особенно востребованы подобные марки, когда требуется обеспечить хорошую вязкость, допустимые температурные показатели и низкий коэффициент трения.
Например, рассмотренный выше баббит марки Б83 применяется в подшипниках, работающих на очень высоких скоростях и повышенных динамических нагрузках. Это могут быть высокооборотистые дизельные двигатели, нижние половины так называемых крейкопфных подшипников низкооборотистых дизелей. Кроме этого их применяют в мотылёвых и рамовых подшипниках, а также в подшипниках, которые служат опорой гребных валов на судах.
Свинцовые баббиты лучше всех переносят сильный нагрев. Их применяют в дизельных двигателях автомобилей, тракторов, экскаваторов. Баббиты марки Б16 применяют в подшипниках, размещённых в двигателях электровозов. Их устанавливают на различные путевые машины и в оборудовании, применяемом в тяжёлом машиностроении.
Баббит марки Б16
Кальциевые баббиты применяют на железнодорожном транспорте, для оснащения подвижного состава, как тепловозов, так и грузовых и пассажирских вагонов.
Купим баббит Б16, баббит Б83
Баббит — антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника. Сплав был изобретен еще в 1841 году в Англии Чарльзом Баббитом и назван в его честь. Баббиты имеют низкий коэффициент трения, хорошую износостойкость, достаточную пластичность и способность держать смазочные материалы. Несмотря на давнюю историю своего появления, этот сплав очень популярен и в настоящее время, в особенности при производстве подшипников. Благодаря довольно низкой температуре плавления, баббитовое покрытие способствует хорошему притиранию трущихся поверхностей.
Баббиты по своему составу подразделяются на оловянные, свинцовые и кальциевые. Однако наибольший интерес представляют именно оловянные баббиты в виду их превосходных антифрикционных свойств и хорошой работы в условиях интенсивных нагрузок. Приблизительно в два раза дольше изнашиваются оловянные баббиты по сравнению со свинцовыми.
Наиболее распространённые варианты сплава баббита:
-90 % олова, 10 % меди; -89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди; -80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова;
Баббиты маркируются в зависимости от состава — баббит Б16, баббит Б83 и т.д.
Сплав баббит достаточно часто встречается в пунктах приема цветного лома. Наличие в нем дорогого олова обуславливает тот факт, что у баббита цена за кг довольно высокая. Именно поэтому многие готовы сдать его и получить за это неплохие деньги. При этом лишь некоторые фирмы могут похвастаться грамотной организацией процесса приема и честной оценкой сдаваемого лома. Наша фирма с помощью спектрального анализатора Niton может очень точно определить состав сплава баббита и произвести профессиональную оценку его стоимости.
занимается приемом баббита Б16, баббита Б83 по конкурентной цене за кг.
Марки баббитов
Баббит Б 16 — сплав, состоящий из следующих элементов: Sn (15-17 %); Sb (15-17 %); Cu (1,5-2,0 %); Pb (остальное) — для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин, деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения. Относится к свинцовооловянистым баббитам. Введение меди в сплав повышает твердость и вязкость. Легирование баббитов никелем, кадмием, мышьяком повышает прочность основы и позволяет снизить содержание олова. Мышьяк же добавляют для улучшения жидкотекучести и измельчения зерна.
Баббит 16 дешевле , но и антифрикционные, механические свойства у него низкие. Такие баббиты в условиях механических нагрузок хрупки и склонны к образованию трещин, поэтому и применяют их в ненагруженных условиях работы. Наша компания может предложить вам наиболее выгодные цены на лом баббита Б 16, Б 83, самоплава баббита
Баббит 16 популярен в подшипниках электровозов, тепловозов, пароходов. Также баббит Б-16 активно применяют для подшипников дизелей малого оборота, дробилок, прокатных станов, шаровых и трубных мельниц, производства паровых турбин, гидротурбин, компрессоров, подъемников, электродвигателей, генераторов.
Подшипники из баббита нашли широкое применение и используются повсеместно. Сдавая старые подшипники, содержащие лом баббитов мы снижаем вредную нагрузку на окружающую среду. Кроме того, на этом можно хорошо заработать — фирмы ведущие прием баббитов предлагают хорошую цену. ООО «ВеКо» всегда готова купить баббит любыми партиями и может похвастаться прозрачными и конкурентными ценами на лом.
Покупаем баббит! Цена высокая!
Баббит Б83 — один из наиболее популярных сплавов, состоящий из следующих элементов: Sn (83 %); Sb (11 %); Cu (6 %). Баббит этой марки применяют на производстве трущихся деталей и подшипников, которые эксплуатируются на средних нагрузках и высоких скоростях. Преимущественно в данную категорию входят подшипники стационарных и судовых паровых двигателей, подшипники турбокомпрессоров, дизелей низкого оборота, турбин, компрессоров и других изделий. При всех своих достоинствах баббит 83 имеет один большой недостаток — в нем велико содержание дефецитного олова, зато стойкость к износу намного выше остальных марок.
В производстве, как правило, можно встретить баббит в чушках, проволоку баббита и порошок баббита.
Прием бабита ведется фирмами специализирующимися на покупке металлолома. Мы всегда готовы купить баббит, вы же можете прилично заработать на этом. ООО «ВеКо» ведет прием лома бабита по высоким ценам. Мы также предоставляем услугу самовывоза металлолома, которая позволит не думать о лишних заботах и сдать лом баббита без лишних хлопот.
Таблица удельного веса баббита
Так как, баббит является сложным материалом, рассчитать его удельный вес в полевых условиях самостоятельно не представляется возможным. Эти вычисления проводят в специальных химических лабораториях. Однако, при этом средний удельный вес баббита известен и равен от 7,3 до 10,1 г/см3.
Для упрощения подсчетов ниже представлена таблица с значениями удельного веса баббита, а также такого параметра, как вес баббита в зависимости от единиц исчисления.
Материал | Удельный вес (г/см3) | Вес 1 м3 (кг) |
Баббит | От 7,3 до 10,1 | От 7300 до 10100 |
Баббит Б-83
Баббиты (подшипниковые сплавы)
Баббиты — белые легкоплавкие антифрикционные сплавы на основе олова или свинца. Применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения различных машин. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам, определяются условиями работы вкладыша подшипника. Антифрикционные сплавы должны иметь высокую износостойкость и малый коэффициент трения между валом и подшипником; достаточную пластичность для лучшей прирабатываемости к поверхности вала; твердость, достаточную для вкладыша как опоры вала, но не вызывающую сильного износа самого вала; обладать микрокапиллярностью, т.е. способностью удерживать смазочные материалы. Указанные требования обеспечиваются неоднородной структурой антифрикционных сплавов, состоящей из мягкой основы с равномерно распределенными в ней твердыми включениями. При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечивающие износостойкость и способность воспринимать сравнительно высокие удельные давления, а мягкая основа, изнашиваясь быстрее, прирабатывается к валу и образует сеть каналов (микрорельеф), удерживающих смазочный материал.
Баббиты — наиболее старые (с 1839г.) и широко применяемые до настоящего времени антифрикционные легкоплавкие беззадирные пластичные гетерогенные сплавы на основе олова и свинца с более твердыми включениями (медь, сурьма, никель и др.). Используются для изготовления подшипников. Пластичная основа (олово, свинец) обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, а твердые включения служат ему непосредственной опорой, обеспечивая небольшое трение и износ.
Марки баббитов: Б-16, Б-83
Баббиты оловянные и свинцовые в чушках ГОСТ 1320-74 — специальные легкоплавкие подшипниковые сплавы. В их строении всегда есть мягкая основа и твердые включения. Баббиты бывают оловянные (сплав олова с сурьмой и медью), свинцовые (сплав свинца с сурьмой, медью и оловом), кальциевые (сплав свинца с кальцием и натрием).
Баббиты изготавливаются в виде чушек и в зависимости от химического состава различают следующие марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Марки и химический состав баббитов указан в таблице 3.
Применяются баббиты при производстве моторно-осевых подшипников электровозов, деталей паровозов и оборудования тяжелого машиностроения; подшипников, работающие при больших скоростях и средних нагрузках.
Химический состав баббита чушкового оловянного и свинцового по ГОСТ 1320-74 указан в таблице 3.
таблица 3
химический состав, % | |||||||
марка баббита | основные компоненты | ||||||
олово | сурьма | медь | кадмий | никель | мышьяк | свинец | |
Б-88 | остальное | 7.3-7.8 | 2.5-3.5 | 0.8-1.2 | 0.15-0.25 | — | — |
Б-83 | остальное | 10.0-12.0 | 5.5-6.5 | — | — | — | — |
Б-16 | 15.0-17.0 | 15.0-17.0 | 1.5-2.0 | — | — | — | — |
БН | 9.0-11.0 | 13.0-15.0 | 1.5-2.0 | 0.1-0.7 | 0.1-0.5 | 0.5-0.9 | остальное |
Массовая доля примесей в чушковом баббите оловянном и свинцовом по ГОСТ 1320-74 указана в таблице 4.
таблица 4
примеси, не более, % | ||||||
марка баббита | железо | мышьяк | цинк | свинец | висмут | алюминий |
Б-88 | 0.05 | 0.05 | 0.005 | 0.10 | 0.05 | 0.005 |
Б-83 | 0.10 | 0.05 | 0.004 | 0.35 | 0.05 | 0.005 |
Б-16 | 0.08 | 0.2 | 0.07 | — | 0.10 | 0.010 |
БН | 0.10 | — | 0.02 | — | 0.10 | 0.05 |
Марка | Химический состав, % | Назначение | |||
Б-83 | 10-12 | 5.5-6.5 | Остальное | — | Для подшипников, работающих при больших скоростях и средних нагрузках (подшипники турбин, дизелей, гребных валов и др) |
Б-16 | 15-17 | 1.5-2.0 | 15-17 | Остальное | Для подшипников тяжелых машин (моторно-осевые подшипники электровозов, путевых машин и др.) |
Отслаивание — баббит
Поверхность трения не должна иметь задиров в виде борозд и трещин с замкнутым контуром. Не допускается отслаивание баббита, ( определяется простукиванием), а также наличие участков с выкрошенным и выплавленным баббитом. Если указанные дефекты занимают площадь более 15 % поверхности подшипника, то производится перезаливка баббита. Толщина слоя баббита не должна быть менее 40 % первоначальной.
Приспособление для центробежной заливки ( а и форма для ручной заливки ( б вкладышей. |
Хорошее сцепление баббита со стенками вкладыша получается в том случае, если заливка произведена не позднее чем через 2 — 3 мин после лужения. Заливка холодных подшипников приводит к отслаиванию баббита от стенок вкладыша.
Приспособление для центробежной заливки ( а и форма для ручной заливки ( б вкладышей. |
Хорошее сцепление баббита со стенками вкладыша получается в том случае, если заливка произведена не позднее, чем через 2 — 3 мин после лужения. Заливка холодных подшипников приводит к отслаиванию баббита от стенок вкладыша.
Вследствие различия величин коэффициентов линейного расширения баббита и корпуса вкладыша залитый слой баббита стремится сдвинуться с поверхности вкладыша и в нем возникают значительные внутренние напряжения. При переменном тепловом режиме возникающие в слое баббита внутренние напряжения постепенно приводят к отслаиванию баббита от корпуса вкладыша, что в свою очередь влечет за собой появление трещин и выкрашивание баббита.
Приспособления для выпрессовки подшип. |
В подшипниках скольжения изнашиваемой деталью является баббитовый вкладыш. Если зазор между вкладышем и шейкой вала превышает допустимую величину или при ремонте машины обнаружено отслаивание баббита от стенки стакана вкладыша, баббит перезаливают.
В подшипниках скольжения изнашивается баббитовая заливка вкладыша. Если зазор между вкладышем и шейкой вала превышает допустимую величину или при ремонте машины обнаружено отслаивание баббита от стенки стакана вкладыша, то баббит перезаливают.
Конструкция стоякового подшипника скольжения. |
В подшипниках скольжения изнашиваемой деталью является баббитовая заливка вкладыша. Если зазор между вкладышем и шейкой вала превышает допускаемую величину или при ремонте машины обнаружено отслаивание баббита от стенки стакана вкладыша, то баббит перезаливают. Сложность процесса заливки заключается в том, что баббит не прилипает к стенкам вкладышей, которые отливают из чугуна или стали. Для механического скрепления баббитовой заливки со стенками вкладыша в нем протачивают канавки трапецеидального сечения, а перед заливкой поверхность вкладыша облуживают.
В подшипниках скольжения изнашиваемой деталью является баббитовая заливка вкладыша. Если зазор между вкладышем и шейкой вала превышает допускаемую величину или при ремонте машины обнаружено отслаивание баббита от стенки стакана вкладыша, вкладыши перезаливают.
В подшипниках скольжения изнашиваемой деталью является баббитовая заливка вкладыша. Если зазор между вкладышем и шейкой вала превышает допускаемую величину или при ремонте машины обнаружено отслаивание баббита от стенки стакана вкладыша, вкладыши перезаливают. Эту операцию легко выполнить в любой ремонтной мастерской.
Подшипник проверяют на износ поверхности баббитовой заливки. Допускается износ до 0 16 мм. Отслаивание баббита контролируют опусканием подшипника в керосин, просушкой его и нанесением мелового раствора. При появлении на меловом покрытии пятен керосина подшипник выбраковывают. Задиры и риски глубиной более 0 2 мм и площадью более 5 мм2 не допускаются.
Подшипник проверяют на износ поверхности баббитоитбитюшиЗюйитиитжтндЗбд баббитовой заливки. Допускается износ до 0 16 мм. Отслаивание баббита контролирифупрурру гру руфу / срудтод ролируют опусканием подшипника в керосин, просушкой его и нанесением мелового рс pi рц ро pi д рц р отояозого раствора. При появлении на меловом покрытии пятен керосина подшипник выбр бркбр брклбг брЗбнЮргЭьм ж выбраковывается.
Основные характеристики и состав
Оценка свойств перечисленных марок производится на основе следующих характеристик:
- Полный состав химических элементов сплава.
- Физические характеристики сплава.
- Литейно — технологические характеристики.
- Механические свойства.
- Предельно допустимые режимы работы.
- Область применения сплава.
По химическому составу они отличаются тем, какой металл был выбран за основу. Так например, оловянный баббит Б83 включает до 85% олова (Sn), до 12% сурьмы (Sb), около 6% меди (Cu). Свинцовый баббит Б16 имеет в своём составе 87% свинца (Pb) и почти 13% сурьмы. Основным металлом в кальциевых баббитах используется свинец: до 96% с добавлением кальция (Ca), около 1%.
Среди физических характеристик наибольший интерес представляют: удельный вес, плотность, сопротивление электрическому току. У всех полученных сплавов эти показатели очень близкие.
Баббит марки Б83
Из литейно-технологических характеристик важную роль играют: температура плавления и температура, при которой необходимо производить заливку сплава в подшипник. Она зависит от дополнительных химических присадок. Например, температура плавления оловянного баббита марки Б83 составляет 370°С, а температура при заливке должна составлять 440°С. Для сплава марки Б16 (свинцовые баббиты) температура плавления составляет 410°С, температура при заливке должна превышать 480°С. Эти примеры наглядно показывают, что при заливке подобных сплавов в подшипник, температура расплава должна быть всегда выше температуры плавления.
Сегодня в промышленных масштабах баббиты производятся либо из руды соответствующих металлов, либо из вторичного сырья, поступающего на переработку. Исходя из технологической целесообразности, баббиты выпускаются в виде слитков. Вес каждого слитка составляет 22 кг. Для борьбы с незаконным производством и организации системы учёта на каждом слитке делают оттиск в виде товарного знака производителя. На нём указывают порядковый номер произведенной плавки по заводскому учёту. Затем эти слитки используют для заливки в подшипники.
Слитки баббита
К механическим свойствам относят: допустимые размеры изделий, предел прочности заливки при кратковременной нагрузке, относительное удлинение, ударную вязкость и твёрдость.
Область применения определённого вида баббита определяется следующими характеристиками: вид нагрузки, удельное давление, круговая скорость, напряжённость работы и предельная рабочая температура.