И снова в моде: делаем русский кокошник своими руками на любой случай

Содержание:

8. Кокошник

Старинный головной убор и символ традиционного русского костюма. Кокошник — это легкий веер, пришитый к шапочке. По конструкции выделяют 4 основных вида этого аксессуара:

  1. Однорогий. Обычно имеет жемчужную или бисерную сетку, закрывающую лоб почти до бровей.
  2. Двухгребенчатый. Имеет верх в форме седла с приподнятой верхней частью и более высоким задним гребнем.
  3. В виде цилиндрической шапки с плоским дном.
  4. С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами — и пришитым сзади прямоугольным подзатыльником!

Поверх кокошника часто носили шерстяные или шелковые платки, вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей.

Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:

1

Такой непростой кокошник

2

Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты

3

Кокошник (головной убор) Кокошник — высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» — петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

4

Кокошник (головной убор) Характерная черта кокошника гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.

5

Кокошник (головной убор) Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. п.

6

Виды кокошников По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

7

Виды кокошников Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

8

Виды кокошников Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

9

Виды кокошников Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

10

Виды кокошников Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником узкой полоской орнаментированной ткани

11

Народные орнаменты Орнамент — узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

12

Народные орнаменты В орнаментах воплощались древние народные символы и обряды.

13

Народные орнаменты Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

14

Народные орнаменты Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

15

Народные орнаменты Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица. Считалось, что птица приносит добро человеку.

16

Народные орнаменты Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

17

Народные орнаменты Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами.

18

Кокошник своими руками

22

Используемые ресурсы: 1. html шаблон презентации html htm Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpghttp://900igr.net/datai/tekhnologija/Biseropletenie/ Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpg 6. jpg

23

Используемые ресурсы: 9. jpg shhukina.31/0_540e0_d _XLhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/vera- shhukina.31/0_540e0_d _XL 12. fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpghttp://img- fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpg 13. jpg 14. jpg 15. fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XL 16. png 17.

24

Используемые ресурсы: jpg pg pg /sdc13485_0. jpg 10/sdc13485_0.jpg

Вне политики

В XX веке вместе со сменой укладов, революцией, Гражданской войной, постоянным перемещением народных масс в поисках лучшей доли, репрессиями, индустриальными стройками, урбанизацией, идеологической подоплекой строительства нового быта происходит отторжение пережитков прошлого. Утрачиваются и оригинальные названия русских головных уборов: коруны, венца, кокошника, борушки, сороки, моршени, кики, кички, шеломка. По сути, разные традиционные русские головные уборы объединяются одним собирательным термином – кокошник (на Западе – the Kokoshnik).

Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками.

«A la Russ» – стиль, открытый известными модельерами еще в XX веке, – по сей день остается любимым для многих домов мод. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь.

John Galliano, 2009

После показа многие модельеры обратили внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле

Джон Гальяно подхватил эстафету в 2009 году.

Интерес к русскому костюму просыпался не только у русских, но и у европейцев в моменты русских побед, например в войне 1812 года, на волне экономического подъема 1903–1913 годов (царские костюмированные балы), а также насаждался сверху при необходимости консолидации для решения новых задач (времена Екатерины II, Николая I).

Анализ культурного опыта наших соседей подтверждает сказанное. Интерес к немецкому костюму, появление секций национального костюма Tracht, Dirndl в крупных сетевых магазинах произошло на патриотическом подъеме воссоединения двух Германий.

Интересен также опыт украинской вышиванки. Не стоит отрицать, что она сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции». На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности одежды. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далекой от нее политической сфере.

Анна Наволоцкая

Кокошник-ободок своими руками из бумаги, картона и атласа

Для того, чтобы высокий кокошник-опахало держался на голове, его нужно закрепить на обруч, который можно расположить спереди, по центру гребня или позади него.

Трафарет кокошника из бумаги и картона

Предварительно нужно подобрать и распечатать выкройку кокошника в натуральную величину, а также подготовить следующие материалы:

  • картон;
  • клеевой пистолет;
  • атлас белого цвета;
  • швейную машинку;
  • ленточки из атласа шириной 5 см голубого, серебристого и белого цветов;
  • ободок;
  • декор.

ФОТО: pinterest.atФОТО: cz.pinterest.comФОТО: 1000sovetov.ru

Инструкция по изготовлению кокошника-ободка из бумаги и картона

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками простого детского кокошника для Снегурочки с очень красивым декором в технике канзаши.

Иллюстрация Описание действия
Обернуть ободок белой атласной лентой, периодически подклеивая её  клеевым пистолетом
На бумаге, сложенной пополам, нарисовать и вырезать желаемую схему, вырез для головы определяется по ободку в растянутом виде. Перенести эскиз на картон и вырезать
Сложить ткань пополам, лицом внутрь, закрепить иголочками и перенести шаблон на ткань с учётом припусков на швы
Аккуратно прострочить заготовки по линии отметки. Затем вывернуть на лицевую сторону и тщательно проутюжить швы
Вставить своими руками внутрь картонную основу для кокошника и сшить детали потайным швом. Далее пришить вручную ободок с изнаночной стороны
Так выглядит оборотная сторона головного убора
Для декора в технике канзаши нарезать из атласной ленты квадратики со стороной 5 см. На 1 деталь понадобится 3 цвета. Сложить квадратик лицом наружу по диагонали, ещё раз на себя. Аналогичным образом сложить 3 цвета
Сложить все три элемента вместе пополам
Срезать уголок, прижечь края зажигалкой, чтобы они склеились, подровнять вторую сторону и прижечь огнём
Сделать требуемое количество заготовок для декорирования лицевой стороны
Из однотонной тесьмы можно сделать заготовки поменьше из 1-2 квадратов
Далее декорируем головной убор по своему вкусу
Всего за несколько часов мы сделали своими руками просто роскошный кокошник из картона для детей, который станет украшением любого праздничного костюма

Вязаный кокошник

А для рукодельниц, у которых, напротив, времени на подготовку достаточно, можно предложить схемы вязаных крючком кокошников. Как правило, они просты. Пряжу следует брать тонкую, хлопчатобумажную, без ворса и с хорошо закрепленным красителем.

Связав ажурную часть, остатками пряжи нужно обмотать ободок или обруч. Кокошник крепко накрахмалить или пропитать клеем ПВА и высушить. Приклеить ободок и дополнить украшениями по вкусу.

По одним и тем же схемам можно создать целую галерею праздничных уборов на все случаи жизни. Менять только цвет пряжи и декор. Снежинки и искрящиеся стразы для зимы, цветочные букеты, бабочки, стрекозы – для лета.

Кокошник для осеннего торжества можно оклеить декоративными ягодами рябины, желудями, разными по цвету и форме листьями. К весне можно приготовить нежную свежую зелень, первоцветы, маленьких птичек, божьих коровок.

Осенний кокошник из картона

На любом празднике в школе или в детском саду оригинальным и довольно выигрышным головным убором будет кокошник. Его можно изготовить различными способами. Наиболее бюджетным считается вариант из картона.

Шаблон кокошника своими руками из картона с размерами

Чтобы сделать заготовку, потребуется прочный картон и цветная бумага. Некоторые шаблоны подразумевают вырезание узоров и покрытие их обыкновенным женским лаком или серебристой краской. Такая идея тоже имеет большой успех.

Для танцевальных постановок стараются использовать лёгкие ободкиФОТО: 100-bal.ru

Изготовление может быть из накрахмаленной вырезанной салфетки. Однако такую работу может сделать только художникФОТО: culture.ru

Узоры на кокошнике могут быть нарисованы с помощью гуаши или яркой акварельной краски. Обычно варианты, разукрашенные вручную, ничем не декорируются. Выкройку кокошника в натуральную величину можно распечатать, без труда отыскав в свободном доступе.

Отлично смотрятся русские головные уборы на собранных волосахФОТО: paidagogos.com

Шаблон кокошника из бумаги можно распечатать или нарисовать собственноручно. При этом, можно создавать индивидуальные узоры, вензеля и росписи.

Как сделать картонный кокошник своими руками пошагово

Картонные головные уборы тоже смотрятся очень эффектно

Они, по сути, являются одноразовыми, тем не менее, заслуженно привлекают к себе внимание. Рассмотрим, как сделать русские народные кокошники своими руками по инструкции

  1. Готовим шаблон, делаем его по размерам головы будущего актёра. Чтобы не мучиться с покраской, выбирают цветной картон (красный или золотистый).
  2. Далее выполняют орнамент и фигурные линии, их раскрашивают стойкими красками или яркими маркерами. Допускается вырезать соответствующие детальки из новой цветной бумаги.
  3. К внутренней поверхности приклеиваем к обеим сторонам широкую резинку. Также её можно продеть в выполненные заранее отверстия (но это менее надёжный вариант).
  4. При необходимости декорируем головной убор с помощью стразов и клеевого пистолета. Кайму можно сделать из рюшей или цветной бумаги.

Такой вариант головного убора будет идеальным для школьных мероприятий с постановкой народного танца в соответствующих костюмах.

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Как сделать обычный кокошник

Приступая к работе впервые, лучше всего сделать кокошник своими руками из картона. Материал этот имеется под рукой в изобилии, его не страшно испортить неумелым кроем.

Пошаговая инструкция выглядит так:

  1. Разметить на бумаге (любой, обычной, миллиметровой или газетной) шаблон.
  2. Перевести его на картон, вырезать.
  3. По этому же трафарету вырезать две выкройки из выбранной ткани с припусками для швов.
  4. Сшить две тканевые заготовки, вывернуть лицом наружу; внутрь вставить деталь из картона.
  5. Выкроить картонный ободок для закрепления кокошника и обшить его тканью.
  6. Пришить (или прикрепить иным способом) кокошник к ободку под углом девяносто градусов.
  7. При необходимости пришить завязки (тесьму или ленту) для более надежной фиксации на голове.
  8. Дополнить изделие любыми украшениями по вкусу.

Кукольный кокошник из пластика

На таком игрушечном уборе маленького размера хорошо оттачивать навыки создания кокошников. Куклы в народном стиле пригодятся для игр, конкурсов, оформления тематических уголков и зон перед мероприятиями.

Чтобы сделать кокошник для народного костюма своими руками, понадобятся:

  • кусочек пластика (его можно вырезать из окошка игрушечной упаковки или бесцветной бутылки);
  • кусочек ткани (нужно выбрать ту, которая выдерживает глажку при высокой температуре);
  • клей ПВА и клей-пистолет;
  • глиттер;
  • украшения;
  • тесьму или ленту;
  • ножницы, простой карандаш, утюг.

Делается кукольный кокошник так:

  • из пластика вырезать заготовку по размеру кукольной головы;
  • положить на нее сверху ткань и прогладить утюгом; ткань должна приклеиться, но не расплавиться;
  • обрезать края материи;
  • к нижним концам заготовки приклеить горячим клеем тесьму для фиксации на голове;
  • на верхний край заготовки нанести клей и осыпать блестками;
  • с лицевой стороны украсить кокошник по желанию стразами, бусинами, тесьмой.

Обратите внимание!

  • Береста: простые пошаговые мастер-классы по созданию поделок из бересты своими руками. Идеи оригинальных изделий с фото-примерами

  • Техника кинусайга — ТОП-140 фото лучших способов создания поделки в технике кинусайга своими руками + инструкция для начинающих

  • Паспарту своими руками — мастер-класс с пошаговыми схемами работы своими руками. Советы по изготовлению + фото лучших примеров

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Сонник — Женщина

Много женщин — интриги на работе. Старая — вы стали жертвой энергетического вампира. Нагая — ваши отношения с начальством станут предметом сплетен. Простоволосая — нервное напряжение последних дней может стать причиной болезни. Беременная — вы доверились ложному известию. Целовать незнакомую женщину — интриги станут причиной убытков. Женщины дерутся — ссора с начальством.Убегает — неверно принятое решение повлечет за собой непоправимые последствия. Быть на вечеринке в кругу знакомых женщин — предательство со стороны человека, которого вы считали другом. Слышать женский голос — вас пытаются вынудить уйти с должности, которая для многих является лакомым куском. Спорить с женщиной — наяву вас кто-то перехитрит или собьет с толку. Брюнетка — борьба за справедливость закончится провалом. Блондинка — вас втянули в опасные игры, где вы станете разменной монетой. Рыжая — вам помешают природные катаклизмы.Представьте, что к каждой женщине подходит мужчина, а к некоторым — несколько. Женщины как бы растворяются в рое мужчин

Сосредоточьте ваше внимание на мужчинах. Женщины при этом куда-то уходят

Остаются одни мужичины.

Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц

Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».

Екатерина II

Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило — «нравиться народу» — выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.

На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.

Александра Павловна — великая княжна, внучка Екатерины Великой. Неизвестный художник.

Внучка Екатерины — Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.

В синем сарафане

Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова
в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.

Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.
В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.

Супруга императора Александра III — Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».

Мария Федоровна в кокошнике. Константин Маковский.

Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.

К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.

Маковский К.Е. Княгиня под венец.

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике.

Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс

Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.

Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.

Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.

Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:

Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.

В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.

Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.

Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.

Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.

Кокошник модный аксессуар 1920-1930 годов

Костюмированные балы в поддержку русской иммиграции.

В начале 20 века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», которое подражало всему русскому. Это было связано с волной русской иммиграции сразу же после революции 1917 года.

Фото 1924 года. Графиня Надежда Михайловна де Торби, в замужестве маркиза Милфорд-Хейвен (на фото слева) в тиаре – кокошнике с рубинами.

Звезды Голливуда в кокошниках.

Огромен список знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в головных уборах очень сильно напоминающих русские кокошники-тиары.

Английская королева Мария в подвенечном одеянии.

И примечательно то, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник-тиару.

Мистика и обряды, связанные с ним

Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род

С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

9. Вышиванка

Традиционная украинская, русская и белорусская рубашка, чья история уходит глубоко в дохристианский период и вплоть до эпохи первобытной культуры. На рубеже 19 и 20 веков вышиванка оторвалась от традиционного костюма и перешла в разряд самостоятельной единицы, которую можно носить в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на этот вид сорочек пришелся на 20-е и 30-е годы 20 в., когда вышиванки в качестве торжественного наряда носили и обычные люди, и видные партийные деятели.

Сейчас на Украине вышиванкой принято называть не только традиционные сорочки с вышивкой, но и другие фасоны народной одежды.

14 октября 2020

6. Кафтан

Длинное верхнее мужское платье, появившееся, судя по письменным источникам, в 15 в. Наряд представлял собой распашное платье свободного или приталенного кроя, завязывающееся тесемками или застегивающееся на пуговицы. Стандартная длина кафтана — до щиколоток, а если одежда заканчивалась в районе колен — это уже был полукафтан.

Слово «кафтан» имеет тюркское происхождение и произошло от «каптау», что означает «покрывать».

Как правило, кафтаны были синими или серыми и шились из льняной или хлопчатобумажной ткани. Более дорогие разновидности изготавливали из атласа, сукна, бархата и тафты.

Как называется задняя часть кокошника?

Кокошник – старинный женский головной убор. Как называлась его задняя часть?

4. Задание по русскому медвежонку))

Кокошник стали женские главную бор как называлась его задняя часть

Коко́шник (от древнерусского слово ко́кошь — «курица») — это старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В разных регионах Руси кокошник называли: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, подзатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.

По своей конструкции выделяют четыре вида кокошников:

  • однорогий кокошник,
  • кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом,
  • кокошник с плоским овальным верхом,
  • двугребенчатый, или седлообразный кокошник

Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.

=> Таким образом, из описания одного из вида кокошников приходим к выводу, что задняя часть кокошника называется подзатыльник.

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…

Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector