Как изготовить плуг для мотоблока своими руками?

Чертежи плуга к мотоблоку

Пользуясь опытом умельцев, которые сделали плуг для
мотоблока своими руками и оставили чертежи, следует лемех, сделать таким
образом, чтобы он снимался, это облегчит его заточку перед вспашкой.

Легированная сталь 9ХС, из которой делаю диски для ручных
пил, считается идеальным материалом, для режущей части плуга.

Подойдет сталь марки 45, при закалке доведенная до твердости
HRC 50-55. Если под рукой имеется только обычная сталь, скажем углеродистая Ст5пс,
не подлежащая термической обработке, то отбив режущую кромку на наковальне и
заточив ее, она вполне подойдет для обработки почвы.

Отвал для плуга мотоблока

Отвал плуга, это та часть, которая отводит землю в сторону.

Первый способ изготовления отвала:

Рабочей поверхности отвала нужно придать изогнутую форму.
Если есть металлогибочный станок или листогибочные вальцы, то придать заготовке
желаемую форму не составит труда.

Необходима заготовка металла толщиной 3-5 мм, вальцы
направляются под углом 20-22 градуса, как показано на чертеже, и придается
нужный изгиб.

Второй способ:

Здесь, заготовкой. Может служить труба диаметром 600-650 мм (именно
такой диаметр потребует меньших трудозатрат, так как изгиб трубы максимально
повторят нужный изгиб будущего отвала) и толщиной 3-5 мм. Из картона, делаем
шаблон, и прикладываем к трубе, не забывая про угол 20-22 градуса, как показано
на чертеже ниже.

Обводим шаблон карандашом или мелом, и вырезаем при помощи
газ. сварки, при необходимости шлифуем заготовку и доводим до нужной кондиции.

Третий способ:

Наверное, самый сложный способ изготовления отвала, когда
заготовку нагревают и при помощи матрицы, придают нужную форму, которой может
послужить отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки
Ст3 – Ст10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга для мотоблока

а – лемех из
легированной стали;

б – боковой щиток стойки, Ст3;

в – распорная пластина, Ст3;

г – пластина основания плуга, Ст3;

д – полевая доска, уголок 30х30 мм;

е – стойка, труба диаметром 42 мм

Советуем сначала изготовить детали плуга из картона и приложить
их друг к другу с соблюдением нужных углов. Так, значения угла α на разных
частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла γ — от 42° до 50°.
Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, можно
переходить к работе с металлом.

Когда металлические части плуга будут готовы, нужно найти
дополнительный лист стали толщиной 3 мм, размером 600х600 мм, он понадобится
для сборки плуга, и сварочный аппарат (лучше инвертор). На этом листе отступаем
от краев 40 мм и отмеряем угол γ0.

Сборка плуга

1 – лемех;

2 – боковой щиток стойки;

3 – дополнительный лист 2-3 мм

При помощи клиньев с углом α0=25 градусов и углом γ0=42
градуса на дополнительный лист устанавливается лемех и прихватывается к листу сваркой,
точечно с двух сторон.

С лемехом соединяется боковой щиток стойки вертикально так,
чтобы его край заходил за лемех на 4-7 мм, при этом приподнят щиток должен быть
выше, чем лезвие лемеха (то есть выше дополнительного листа) на 6-8 мм, чтобы
не мешать лемеху, подрезать землю. Щиток тоже прихватывается к лемеху и к дополнительному
листу.

Далее к лемеху очень плотно, не оставляя зазора присоединяется
отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала
и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.

Крепление лемеха плуга

– лемех;

– винт с потайной головкой М8;

– отвал;

– пластина основания;

– уголок 30х30х90 мм;

– гайка М8

При обнаружении, что углы и/или поверхности не
соответствуют, то отвал доводится при помощи молотка. После подгонки отвала к
лемеху он сзади приваривается к лемеху, и к боковому щитку. Затем боковой щиток
сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой
прихватываются упорные уголки для лемеха.

Далее следует. Еще раз осмотреть готовый плуг, и если все
четко сваривается окончательно. Доп. лист отделяется от корпуса зубилом либо МШУ.
Все сварные швы шлифуются.

Регулировка плуга перед работой

Настраивать плуг необходимо перед каждой новой вспашкой.

Перед любыми работами плуг необходимо правильно настроить и собрать. Выполнять настройку необходимо согласно технической документации, которая приложена к каждой модели.

Настройка чизельного агрегата

Регулировать чизельный плуг следует на специальной площадке, как показано на чертеже, в следующей последовательности:

  1. Присоединить агрегат к трактору.
  2. Гидроцилиндрами от рабочей гидравлической системы трактора привести рамки с рабочими элементами в горизонтальное положение.
  3. Установить агрегат на брусья толщиной равной глубине вспашки уменьшенной на 30-50 мм.

При помощи гидроцилиндра тракторной навески установить петлю сницы на площадку на высоте, соответствующей глубине пахоты, увеличенной на 36 см. Опустить агрегат до касания рабочих элементов с поверхностью и с помощью винта подъемного механизма установить раму плуга параллельно площадки, чтобы все лапы касались плоскости. Поднять упор фиксатора плунжерного гидроцилиндра до тех пор, пока он не коснется двуплечевого рычага механизма подъема, и закрепить его при помощи быстросъемных шплинтов. На такие же бруски, как и использованные для колесного хода, с помощью винтовых механизмов установить опорные колеса рамок и закрепить болтами и контргайками стойки в держателях рамы.

Настройка лемешного плуга

Схема настройки и сборки лемешного плуга.

Для того чтобы отрегулировать плуг понадобится подставка высотой 65-70 см, на которую устанавливается корпус, рама при этом застопорена, как показано на чертеже.

  1. Установить навесы и вставить болты в соответствующие отверстия на раме жесткости и стойке. Гайками и контргайками затянуть болты.
  2. Пружинными гайками и шайбами закрепить предплужники на специальных продольных полосах. При этом не стоит сильно затягивать скобки.
  3. С наружной стороны установить опорные колеса и опустить их в самое нижнее положение. В держатель вкрутить стопорный болт с навернутой гайкой. Скобу необходимо тут же крепко затянуть и можно убирать подставку.
  4. Далее, на раму устанавливается навеска, и затягиваются болты. Скобы предплужника затягивать не стоит.
  5. После посредством гаек прикрепить прицепы для установки бороны.
  6. То, что регулировка выполнена правильно, можно определить по следующим признакам:
  • борозды и гребни имеют одинаковую высоту;
  • межбороздное расстояние всегда одинаковое.

В то же время при вспашке, независимо какой тип плуга используется, следует придерживаться следующих правил:

  • не выполнять резких разворотов;
  • круговая вспашка, выполненная плугами для МТЗ 50, 80 и 82, не будет качественной, исключение составляет чизельный плуг;
  • при переходе на другую борозду, необходимо устанавливать агрегат в транспортировочное положение;
  • не допускать уменьшение дорожного просвета, поскольку это может привести к аварии.

При регулировке плуга нужно быть предельно внимательным, так как даже незначительное упущение может привести не только к потере времени, но и к дополнительным финансовым затратам

При выборе необходимого оборудования для МТЗ 50, 80 и 82, следует принимать во внимание площади, которые предполагается обрабатывать и сложность почв. После того, как будут просмотрены все модели, стоит обратить внимание на цену аналогичного, но б/у оборудования

Сейчас производятся некоторые модели оборудования, которое адаптировано к тракторам не только отечественного, но и зарубежного производства.

Характеристики

Плуг для мотоблока — незаменимое устройство, в конструкции у которого предусмотрено три плоскости. Одна отвальная и расположена спереди, вторая горизонтальная и третья — вертикальная. Если его снять и поставить на стол, прислонив одной частью к стене, то горизонтальная будет совпадать с поверхностью стола, а вертикальная — стены.

Очень важно учитывать размеры нижнего режущего края, который находится от плоскости, расположенной горизонтально, на 10–20 миллиметров. У хорошего изделия режущий край слева располагается на одной линии с тем же краем отвала

Когда работа по использованию плуга завершается, его обязательно чистят. Снимают грунт и смазывают маслом. Только так металлическую поверхность удаётся защищать от коррозии

На высоту стойки плуга и, вообще, размеры стоит обращать особое внимание, поскольку от них зависит качество проделанной работы. Тыльная сторона лемеха должна быть обязательно ровной, а между ней и поверхностью установки соблюдается угол в 20 градусов

Плуг для лошади: выбор и цена

Конные плуги в интернете представлены довольно широким ассортиментом. Это могут быть как конструкции собранные на специализированных предприятиях, так и самодельные модернизированные и доработанные современные модели, а порой винтажные и антикварные плуги прошлых столетий.

Попадаются и авторские работы, по собственным чертежам.


Плуг своими руками для мотолебёдки сельскохозяйственной

Ценовая политика варьируется от 5000 до 35 000 руб. и выше. И зависит от ряда факторов: материал из которого изготовлены рабочие механизмы, сложность конструкции, если это антикварные модели, то общее состояние и коррозийность конструкции.

Встречаются комбинированные экспонаты «2 в 1», плуг и окучник.


Плуг с окучником

Самостоятельное изготовление тоже не стоит на месте. Множество чертежей и видео мастер-классов тому подтверждение. Фермер может найти для себя не только любительскую модель плуга, но и довольно профессиональные конструкции, рассчитанные на большие площади обработки земли, с пошаговым инструктажем изготовления и сборки.

Необязательно при самостоятельном изготовлении плуга все детали делать самостоятельно, в продаже всегда можно найти уже готовые заготовки и отдельные элементы. Так или иначе, самостоятельная сборка все равно существенно удешевит конечный вариант конструкции.


Старинный конный плуг

Лемех плуга и плуги общего назначения

Лемех плуга называют рабочую часть плуга, которая подрезает пласт земли и направляет его на отвал плуга. лемех находится на корпусе плуга, которые могут быть предназначены для старопахотных почв, которые несложно обработать при помощи плугов общего назначения, и плужные корпуса которыми пользуются при обработке запущенных участков.

В современном хозяйстве используют трапецеидальные лемеха, долотообразные, лемеха с выдвижным долотом и вырезные лемеха.
Самый простой — это, пожалуй, трапецеидальный. Его очень просто сделать и он пашет ровное дно борозды, но очень быстро приходит в непригодность и плохо заглубляется в землю. Его конструкция предусматривает утолщение с нижней части лемеха, благодаря чему его легко потом отремонтировать.

Лемех плуга — строение

Такой лемех плуга состоят из двух металлических слоев. Первый верхний слой — мягкий из простой стали. При изготовлении нижнего слоя лемеха используют прочный, износоустойчивый сплав «Сормайт» — 1 толщиной 1,7 мм. Иногда вместо «Сормайт» для второго слоя берут высоколигированную сталь.

Благодаря разной прочности двух слоев трапецеидального лемеха они изнашиваются неравномерно, и лезвие инструмента все равно остается острым после длительного использования.

Теперь о долотобразных лемехах. Такие отличаются от трапецеидальных более выдвинутым носком, этот носок, долото, находится на 10 мм ниже уровня лезвия и помогает плугу заходить глубже в землю. Ширина обработки почвы — 5 мм. Так же, как и трапецеидальный , долотообразный лемех и его долото имеют утолщение с нижней стороны, чтобы потом при ремонте восстановить его форму.

Лемеха с выдвижным долотом предназначены для вспахивания земли на большую глубину, особенно если она сильно засорена камнями. Из троих нами описанных, эти лемеха самые мощные и не используются на плугах общего назначения. Такими обрабатывают плохую болотистую местность или целину.

Особенность этих инструментов в том, что они имеют щеку, прикрепленную снизу их носка. По мере износа их долото выдвигается вперед и продлевается служба лемеха. Отсюда и название.
Также есть и вырезные лемеха, какие ставят на почвоуглубительные корпуса.

Плуги общего назначения

Итак, плуги общего назначения. Из всех разновидностей они самые слабые. Их используют на старопахотных землях, где не нужно брать большую глубину и не нужно работать с мусором в почве. Плуг общего назначения обрабатывает землю в питомниках, для газонов и цветников. Он хорош в парко-садовом строительстве и лесном хозяйстве, например, когда нужно посадить лесополосу для защиты поля.

Все типы плугов обозначаются марками. Это своего рода название, которое имеет ввиду само устройство, его назначение, количество используемых корпусов и ширину вспашки земли.

Плуги общего назначения ПЛН 4-35 строение и характеристики

Рассмотрим плуг общего назначения ПЛН 4-35. «П» — это плуг. «Л» означает лемешный, а «Н» — навесной. Цифра «4» говорит, что плуг обрабатывает землю четырьмя корпусами, а «35» — ширина охвата земли одним корпусом.

Детали ПЛН 4-35 — это рама, корпуса, четыре предплужника, навеска, опорное колесо с винтовым механизмом, прицепка для борон и дисковый нож. Пашет ПЛН 4-35 на глубину 30 см, правда при желании можно установить на плуг безотвальные корпуса

Они будут работать на глубине 40 см, или если для вас важно время выполнения работы, закрепите на плуг скоростные корпуса

Можете купить почвоуглубители или специальный корпус для образования валов на склонах. Последние полезны в горных местностях, где есть проблемы с затоплением талыми водами.

При работе дисковый нож вертикально срезает кусок земли, а лемех — горизонтально. Они переводят срезанную землю на отвал, который дробит почву и отбрасывает её в уже сделанную борозду.
ПЛН 4-35 часто ставят на тракторы Т-150 и ДТ-75М.
Как примеры других плугов общего назначения можем назвать ПЛН 3-35, что ставят на тракторы класса 1,4 ( тракторы «Беларусь» МТЗ-80 и МТЗ-82) и ПН-35.

Установка и регулировка

После окончания работ по сооружению плуга его следует зафиксировать на мотоблоке. Но перед этим проводятся подготовительные мероприятия:

  • перемещение мотоблока в то место, где планируют его эксплуатировать;
  • демонтаж колесного хода – его надо заменить специальными грунтозацепами (если их не поставить, то для посадки того же картофеля плуг не подойдет – оборудование будет буксовать и может «закопаться» в грунте).

После этого этапа переходят к установке плуга.

  • Прикрепляют плуг на сцепке сельхозтехники с применением гаек. Благодаря этому появится возможность самостоятельно выставлять его рабочие характеристики.
  • Подготавливают 2 крепящих штыря. С их помощью присоединяют сцепки и сам плуг к серьге.

Завершив подготовку, приступают к регулировке установленного плуга. Именно от этого этапа будет зависеть, насколько работоспособным окажется и плуг, и сам мотоблок

Для правильной установки конструкции надо обратить внимание на:

Настройка происходит пошагово.

  • На крайних участках выставляется ширина. С этой целью край ни в коем случае не должен перемещаться ниже или выше зацепа.
  • Максимально устойчиво технику размещают на специальных подставках, чтобы появилась возможность выставить необходимую для вспашки глубину. Нельзя забывать про то, что этот параметр может варьироваться, исходя из времени года.
  • Нужно аккуратно отрегулировать само крепление плуга к технике.
  • Крепление болтами осуществляют таким образом, чтобы задняя половина плуга была расположена на единой линии с почвой.
  • Теперь сельхозтехнику можно снимать с подставки.

Крепление плуга к мотоблоку своими руками — Металлы, оборудование, инструкции

Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др.

С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг.

Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.

Виды

В зависимости от назначения агрегата выделяют различные виды плугов для тракторов

Очень важно правильно подбирать механизм для осуществления вспашки — при использовании неподходящего устройства может нарушиться технология посева и выращивания растений

Плуг выбирают в зависимости от трактора. Наиболее распространенными тракторами в сельском хозяйстве являются: Т-25, Т-150, МТЗ-80, МТЗ-82, Кировец К-700, Кировец К-9000.

По назначению

Перед выбором инструмента для обработки важно определиться, для чего именно он необходим. Исходя из преследуемых целей, выделяют следующие виды механизмов:. инструмент общего назначения

Как правило, такое устройство имеет рабочие органы со стандартной шириной захвата, размер которого составляет 35 см. С помощью него обрабатывают старопахотные почвы, на которые в дальнейшем высевают технические, овощные и зерновые культуры

инструмент общего назначения. Как правило, такое устройство имеет рабочие органы со стандартной шириной захвата, размер которого составляет 35 см. С помощью него обрабатывают старопахотные почвы, на которые в дальнейшем высевают технические, овощные и зерновые культуры.

инструмент специального назначения. К этой категории относятся плантажные и садовые агрегаты, механизмы, с помощью которых обрабатываются каменистые, кустарнико-болотные почвы, выполняется вспашка земли под виноградники. Агрегатами ярусного типа обрабатывают каштановые и сланцевые почвы.

Разные виды механизмов имеют определенные особенности в управлении и использовании, поэтому важно точно знать, какой тип агрегата необходим в конкретном случае

По роду применяемой тяги

В зависимости от рода применяемой тяги выделяют следующие устройства:

  • конный распашник. Такие механизмы чаще всего используют на небольших территориях из-за отсутствия возможности транспортировать на участок тракторный агрегат;
  • тракторный распашник. Используется в большинстве случаев обработки почвы, является современным орудием для вспашки;
  • распашник канатной тяги. Подобные агрегаты применяются для обработки заболоченных территорий, в горной местности из-за отсутствия технической возможности у тракторного устройства функционировать в подобных условиях.

Для небольших участков очень удобно использовать мини-трактор, который можно сделать своими руками.

Неправильное использование механизма непременно приводит к его поломкам, поэтому важно максимально верно подобрать устройство для определенной местности

По принципу сцепки

В зависимости от типа соединения с трактором выделяют следующие виды устройств:

навесной плуг. Отличается простым строением и относительно небольшой массой. Для нормального функционирования механизма обязательно использование поворотной полосы, имеющей небольшую ширину. Находясь в транспортном положении, устройства этого типа передают на трактор небольшой опрокидывающий момент;

Важно! Чтобы в подшипники плуга как можно реже попадала пыль, необходимо запрессовать в колпак сальник, изготовленный из кусочка войлока и резиновой манжеты.

  • полунавесной плуг. Имеет небольшое удельное сопротивление и большой радиус поворота. Находясь в транспортном положении, некоторая часть массы агрегата приходится на его заднее колесо;

прицепной плуг. Включает в себя 3 колеса и прицеп, которые необходимы для обеспечения устойчивости движения и высокого качества вспашки. Как правило, к прицепным агрегатам относят садовые, ярусные агрегаты, а также устройства, предназначенные для обработки кустарниково-болотных почв.

По конструкции плужного корпуса

Классификация плугов в зависимости от корпуса включает в себя механизмы таких типов:

  • лемешные. Самый распространенный вид агрегата, который применяется еще с давних времен;
  • дисковые. С помощью такого орудия вспахивают тяжелые, пересохшие и переувлажненные почвы на поливных территориях;
  • комбинированные и ротационные. Специализированные агрегаты, применяемые в редких случаях для обработки разных видов почвы. Перед использованием обязательно должна проводиться производственная проверка этих устройств.

Знаете ли вы? Первый плуг, выпущенный для продажи, был разработан в 1730 году в Англии.

чизельные. Используются довольно редко по причине отсутствия главного признака вспашки — оборота пласта.

Технология изготовления плугов разного типа

Легче всего сделать плуг своими руками однокорпусного типа. За исходный материал можно взять часть газового баллона, такой агрегат будет обладать высокой прочностью и надежностью в работе. Для корпуса также могут подойти квадраты или стальные трубы. Сначала вам потребуется сделать отвал цилиндрической формы, для этого вам пригодится лемех, лист металла и боковой щиток стойки. Клинья вводят в лист, чтобы лемех находился под углом примерно 45°. После состыковки бокового щитка с поверхностью лемеха лезвие на нем должно располагаться чуть ниже щитка, примерно на 1 см. В итоге отвал прикладывают к лемеху и приваривают все к корпусу плуга.

Если вы желаете сделать мотоплуг поворотного типа, то его можно изготавливать по типу прицепа. Этот вид конструкции основан на одинарной цепке, чтобы осуществлять поворот, как и предыдущий вариант. Для того чтобы делать новый проход, нет нужды возвращаться на начало огорода, так как благодаря повороту плуг сам будет оборачивать борозду в другом направлении. Такая техника обработки позволяет получать ровные борозды после прохода трактора. Поворотная модель состоит из 3 главных частей: нижней плоскости полоза, его боковой и передней отвальной плоскости. Примерно на 3 см ниже от полоза размещаем режущую полость, при этом бока отвала обязательно должны приставать к лемеху. Ни в коем случае не должно быть просветов, и обратная часть лемеха должна быть ровной. Если вам удастся сконструировать такой вариант плуга, то можно его сваривать и ждать большого урожая.

Тонкости выбора

Когда необходимо выбрать плуг для мотоблока, будь то «Ока», «Нева» или любая другая техника, необходимо учитывать много факторов.

Учитывать предел мощности мотоблока и вес навесного оборудования, поскольку слишком лёгкий будет некачественно вспахивать землю, а тяжёлый — приводить технику в негодность.
Учитывать длину плуга, от которой зависит время, затрачиваемое на выполнение поставленной задачи, поскольку с небольшим разворачиваться проще и быстрее.
Принимать во внимание качество металла и тип почвы, на которой будет использоваться оборудование.
Для территории неровной и со сложной геометрией лучше выбирать самые дорогие дисковые плуги.
При использовании изделия на влажном грунте весной, при восхождении мотоблока в горку, ширину захвата уменьшают, чтобы техника не испытывала проблем, а при скатывании увеличивают, что позволяет не снижать производительность.
У каждой модели плуга есть свои технические характеристики, их требуется принимать во внимание.

  • Конный тип лучше всего использовать на небольшом по площади участке. При этом техника, на которую устанавливается такой плуг, должна иметь достаточную тягу.
  • На некоторые изделия имеется возможность поставить дополнительное оборудование.
  • Навесные плуги всегда имеют небольшую массу и размеры.
  • Прицепные изделия можно применять в болотистой или горной местности.
  • У полунавесных моделей небольшое удельное сопротивление.
  • Изделие обязательно должно поставляться в продажу с сертификатом качества, который указывает на то, что оно прошло испытания и соответствует нормативам.

Полезная информация о плугах для мотоблоков — в следующем видео.

Изготовление и крепление рабочих элементов плуга

Основными элементами однокорпусной конструкции являются отвал и лемех, для создания которых необходима прочная листовая сталь толщиной 3-5 мм. В первую очередь делается лемех, для чего стоит использовать старый диск от «циркулярки», поскольку он производится из высокопрочной стали. Чтобы заточить режущую кромку лемеха, ее следует отбить на наковальне.

Далее, нужно сделать отвал из металлической трубы диаметром 50-60 см и толщиной стенок порядка 5 мм. Из картона или плотной бумаги создается шаблон, который прикладывают к металлу и обводят по всему контуру мелом. После, по полученным линиям, газосваркой вырезают заготовку, которая доводится до необходимых размеров при помощи «болгарки» или молота и наждака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector