Барельеф, что это? барельеф в декоре квартиры, на потолке и стенах

Содержание:

Рисунок на стене

Прекрасная возможность сделать интерьер стильным и оригинальным — рисунок на стене. Это решение подойдет как для того, чтобы сделать акцент на одной из стен, так и для заполнения пустого пространства. Рисунок может быть нанесен как при помощи трафарета, так и ручной росписью.

Сделать оформление модным и красивым могут такие приемы как акцентирование зон, необычные сочетание материалов.

Рисунки акриловыми красками

Для того, чтобы нанести рисунок на стену, который будет радовать глаз, нужно либо обладать соответствующими навыками, либо обратиться к профессиональному художнику. Любой дизайнер интерьера может выполнить рисунок по вашему проекту, это достаточно популярная услуга.

Со стены, на которую будет нанесен рисунок, удаляются обои, стена выравнивается и окрашивается в один тон. Сначала создается проект рисунка, нанесенный на стену карандашом. Затем, после утверждения проекта, производится роспись стен красками. Рисунок на правильно подготовленной к нанесению стене может продержаться более 10 лет.

Рисунки жидкими обоями

Жидкие обои — так называют набирающий популярность современный материал для декоративного покрытия стен. Он совмещает в себе достоинства штукатурки и обычных обоев в рулонах. Техника нанесения жидких обоев весьма непроста и требует терпения и аккуратности. Но сложность работы с этим материалом компенсируется качественным и долговечным результатом.

Жидкие обои в таких условиях демонстрируют практичность и долговечность.

Рисунок из этого материала очень подходит для кухни, помещения, для которого характерна повышенная влажность и перепады температур.

Жидкие обои в интерьере помогут создать интересные изображения, используя контрасты, разноцветные полосы, игру с рельефом. Весьма уместно будут выглядеть рисунки с деталями натюрморта, стилизованные чашечки, чайнички, вилки и ложки, фрукты и овощи.

Трафареты для краски

Самый доступный и простой способ нанесения рисунка на стены — трафарет. Для применения трафарета не нужны специальные художественные навыки, достаточно только немного фантазии и аккуратного труда.

Где можно взять трафареты?

Порядок трафаретной росписи прост:

1. Сначала нужно разметить стену на участки, на которые будет нанесены формы.

2. Затем трафарет устанавливается на стену, для этого можно использовать строительный скотч или специальный аэрозольный клей.

3. Сквозь резной рисунок нанести на стену краску. Хорошо подойдет для этого акриловая паста или мелкозернистая штукатурка.

4

Дождавшись, пока краска просохнет, осторожно снять трафарет

Материалы и техника выполнения барельефа на стене

Изготавливают барельефы из гипса, глины, штукатурки, дерева, металла и других материалов, которые можно заливать или обрабатывать, придавая им нужную форму.
Он прекрасно может замаскировать провода или такие недостатки, как неровности на стенах и потолке.

Деревянный барельеф, подходящий по стилю к помещению и цветом к мебели придаст ему строгий внешний вид и добавит шарм.

Узор барельефа может быть как простым, так и сложным, классическим и абстрактным, громоздким и миниатюрным. Основными мотивами являются изображения животных и растений, абстракция или античный стиль.

Такое украшение можно сделать самостоятельно, имея под рукой гипс, инструменты для работы и, конечно же, фантазию. Это будет гораздо легче для кошелька, однако, такая работа очень долгая и требующая много сил и внимания. После окончания на готовый рельеф наносят воск, краску, позолоту или другое покрытие.

Если способности или время не позволяют самостоятельно справиться с этой задачей, то на помощь стоит позвать профессионала. Он возьмет на вооружение идеи и пожелания, и воплотит их в указанном месте.

Как делают барельеф на стене своими руками

Барельеф на стене фото

Барельеф на стене фото

Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство

Первые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.

Инструменты

Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:

  • картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
  • наждачная бумага для затирки;
  • малярная лента;
  • нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
  • кисточка;
  • пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
  • фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
  • скребок;
  • хозяйственные перчатки.

Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.

Материалы

В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.

Список материалов для барельефа:

  • гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
  • грунтовка аналогичного веса;
  • акриловая краска;

Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.

Заготовки для будущей лепки из гипса

Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.

При сооружении модели используются специальные формы.

Приготовление раствора из гипса или штукатурки

Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.

Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.

Когда необходимо применять проволоку

Для тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.

Как выкладывать рельефный рисунок на стену

Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.

Крепление и высыхание

Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.

Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:

  • трафарет нужно аккуратно удалить;
  • штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
  • сбрызнуть элементы водой;
  • отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;

Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.

Тонирование

Перед тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.

Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.

Область использования

Барельефы могут использоваться и для декорирования домашних каминов. Если сочетать их с оригинальной подсветкой, вы сможете получить оригинальную картину, а все выпуклости изображения на ней будут видны более отчетливо.

Барельеф активно используется при оформлении проемов. Эти элементы декора не нуждаются в выделении цветом. Это выгодно отличает их от декоративной росписи. Если не использовать этот прием, то объемный рисунок проявится благодаря игре света при искусственном освещении. У владельца появляется возможность создавать акценты на элементах декора, используя соответствующее освещение.

Смотреть галерею

Можно рассматривать такое украшение не только как элемент с декоративными функциями — барельефы справляются и с практическими задачами. Например, объемное декорирование позволяет скрыть неровности, исказить пространство, украсить инженерные коммуникации и создавать переходы между зонами. Если правильно сочетать объемный рельеф и декоративную роспись, можно получить невероятные оригинальные эффекты.

Особенности

Барельефные изображения создаются при помощи шпаклевки. При этом следует подбирать наиболее качественные образцы. Нередко для декорирования помещения сразу берут готовую плиту, ее можно приобрести в магазине или сделать под заказ. В некоторых случаях рисунок выполняется прямо на настенном покрытии.

При создании изображения не потребуется дополнительного выделения отдельных элементом при помощи различных расцветок. Рисунок всегда при этом делается немного объемным. Благодаря игре света он и так будет необычно смотреться без выделения цветами.

Так, они могут служить для маскировки неровностей стены, закрывать коммуникации.

Чтобы получилось наиболее оригинальное и красивое оформление, стоит правильно сочетать декоративную роспись и объемный рисунок. Такую технику нельзя отнести к популярным из-за слишком высокой стоимости.

Технология выполнения работ

Следует сразу пояснить, что барельефы выполняются вручную. Только таким образом вы сможете получить качественную и эстетически привлекательную композицию, ведь, по сути, создание барельефа – это отдельный вид искусства.

Считается, что прежде чем создавать рельефную роспись, которая станет украшением вашего жилища, нужно провести тестовую работу. Можно потренироваться на любом удобном и имеющемся в наличии материале. При этом для создания пробных композиций в роли холста можно использовать фанеру с рамкой из деревянного материала. К дизайну барельефа непосредственно на стене или потолке следует приступать только после приобретения уверенности в своих силах и хотя бы небольшого опыта.

Поэтапно ход выполнения работ по оформлению барельефа выглядит следующим образом.

  1. Первый этап создания барельефа – это тщательная подготовка основы. Чаще всего в качестве основы выступает обычная штукатурка. Более продвинутые и опытные мастера используют материал под названием «марсельский воск». Выбранную основу нужно нанести на холст (фанера или непосредственная поверхность стены или потолка), выровнять и придать рельеф. Для создания ощущения рельефа можно использовать практически любые подручные материалы (например, спонж, поролон, куски ткани).
  2. После подготовки основы следует заняться переносом рисунка с трафарета на холст. Для этого контур рисунка нужно плотно вдавить в слой-основу (это нужно успеть сделать до того, как данный слой просохнет).
  3. На этом этапе уже существующему плоскому рисунку-заготовке нужно придать необходимый для барельефа объем. Для этого используют специально предназначенную смесь для лепки (чаще всего используется алебастр, так как он характеризуется высоким уровнем прочности). С другой стороны, не рекомендуется применять гипс, который по своим внутренним характеристикам является очень хрупким материалом. Для создания объема нужно смешать сухой порошок алебастра с водой до однородной консистенции. После этого, нанося слой за слоем, можно придавать своему рисунку необходимый объем.
  4. Когда в процессе формирования авторской композиции возникнет необходимость создать углубление, то это можно сделать посредством выскребания лишнего материала.
  5. Если нужно прикрепить к барельефу дополнительные элементы, то это делается в тот период, пока материал еще не засох. Кроме того, если работа идёт медленно и материал высыхает, то его периодически рекомендуется смачивать водой.
  6. Особенно внимательным и аккуратным нужно быть в процессе создания крупных по размеру деталей барельефа. Для обеспечения максимальной устойчивости рекомендуется использовать проволоку, которая будет выполнять роль своеобразного каркаса.
  7. После окончания процедуры нужно дождаться того момента, когда барельеф полностью высохнет. После этого нужно отшлифовать всю композицию для получения законченной композиции. Процесс шлифования рекомендуется осуществлять при помощи наждачной бумаги. Верхним слоем может стать слой грунтовки или водоэмульсионной краски.

Зарождение барельефа как произведения искусства

Белая глина наносится на эскиз при помощи шпателя.

У барельефа есть второе название – горельеф. Первое название в переводе с французского языка означает «низкий рельеф», второе – «высокий рельеф». Барельеф – разновидность скульптурного рельефа, где выпуклое изображение выступает из плоского фона.

Этот вид искусства уходит глубоко корнями в эпоху палеолита, где барельефами выступали наскальные изображения. Впоследствии широкое распространение этот вид украшения приобрел уже в Древнем Востоке. Там подобные рельефы достигали огромных размеров, над ними трудилась не одна сотня человек. Основоположником барельефа как украшения является Древний Египет. Именно здесь подобным скульптурным произведением искусства стали украшать гробницы фараонов, их изображения не разгаданы и по сей день.

Использование материала

Барельефные композиции хорошо будут сочетаться на камне, в ковке, вместе с деревом и другими природными материалами. Их часто используют в отделке каминов. Если в прихожей есть часы, то вокруг можно сделать лепку. В маленьких помещениях не стоит делать большие панно.

Выбирайте панно в соответствии с размерами комнаты

СоветВнимание гостей привлечет барельеф с подсветкой. Если помещение в классическом стиле, то с помощью лепнины можно заполнить проем арки, свободное пространство между дверным проемом и потолком.. Его можно использовать на кухне

Это могут быть литые части декора в виде полочек, это выдумки для посуды, сделанные под старину. Можно сделать окна, которые выходят в другой мир, пространство. Лепнину можно использовать в обеденной зоне, или на кухонном фартуке

Его можно использовать на кухне. Это могут быть литые части декора в виде полочек, это выдумки для посуды, сделанные под старину. Можно сделать окна, которые выходят в другой мир, пространство. Лепнину можно использовать в обеденной зоне, или на кухонном фартуке.

Если в гостиной посредине стены плазма, то вокруг нее можно сделать такой рельефный декор. Его также можно использовать в спальне, особенно, если там есть кованые предметы, элементы. Можно поместить большое панно над изголовьем кровати.

Размещение над изголовьем кровати

С помощью барельефа можно спрятать неровности на стене, и превратить из недостатков элементы декора. Также, за лепкой можно спрятать инженерные коммуникации. На голой стене можно создать цельную картину, пейзаж, который будет перетекать в красивую декоративную штукатурку.

Это будет Вам интересно: ОБЗОР: Варианты панно из плитки для ванной комнаты: 185+ (Фото) Вариантов на стену

Как сделать цветы из гофрированной бумаги своими руками. ТОП-6 простых мастер-классов + 125 ФОТО

Этапы работ по нанесению барельефа

Рисунок для беральефа

Следует определиться с выбором рисунка, сюжет которого можно найти в интернете. В данном нашем случае, мы разберём изображение виноградной лозы вместе с листьями и гроздьями.

Перенос рисунка барельефа, делаем объем

Рисунком распечатываем и переносим его на прозрачную поверхность, здесь можно использовать обыкновенный целлофан. Далее приступаем к работе с гроздьями. Здесь можно выделить два способа, образования гроздьев винограда:

1) сделать его при помощи пластилина;

2) выполнять и создать форму с использованием силиконового материала.

Если, вы решили остановиться на втором варианте, то выполнить его следует, руководствуясь следующими правилами работы:

Используем небольшое количество пластилина для того, чтобы сформировать виноградинку, а также необходимо создать корытце, которое будет служить формой для силикона.

Слепленную ёмкость, которая была выполнена на основе пластилина, заполняем обыкновенным строительным герметикам, лучше всего использовать на силиконовой основе.

Из застывшей формы достаём пластилиновую конструкцию. На основе такой технологии, изготавливаем нужное количество виноградинок.

Из гипса образовываем смесь, по густоте схожую со сметаной. Если у вас нет гипса, то здесь можно использовать алебастр. Полученным раствором заполняем всё содержимое формы. Через короткий промежуток времени, около пары минут, готовые гроздья можно извлекать.

Грунтовка готового барельефа

Самым завершающим этапом будет являться очередная грунтовка, после которой, вы можете покрыть получившейся пейзаж водоэмульсионными красками, либо оставить так, как есть. Вся дальнейшая работа, проводится на ваше усмотрение и пожелание.

Барельеф своими руками

Многие заказывают оформление стен объемными рисунками специалистам, однако, зная, из чего сделать барельеф, можно выполнить работы своими руками.

Для барельефа на основе шпаклевки понадобятся:

  • шпаклевка;
  • клей;
  • шпатель;
  • резак;
  • акриловые краски;
  • кисти;
  • витражный контур.

На первом этапе на поверхность стены переносится эскиз будущей объемной картины. Его переводят на бумагу, накрывают пленкой и переносят контур на нее. Для этого подойдут стойкий к стиранию маркер либо фломастер.

Подготовка основания – второй этап. Нужно нанести акриловую шпаклевку, мелкозернистый гипс – это основа будущего барельефа. Их нужно разровнять и дать подсохнуть, но не до конца. Минут через 15 можно приступать к работе – перенести рисунок на стену.

Закрепите пленку на стене малярным скотчем, обведите рисунок, чтобы изображение отпечаталось в стену. Простые способы создания барельефа для начинающих предполагают следующие действия:

По контуру на стене наносят шпаклевку – один слой за другим. Последующие слои наносятся лишь после того, как высохнут предыдущие.

Когда прорисованы все детали, панно нужно хорошо просушить, обработать наждачной бумагой. Нужно сгладить все шероховатости, уголки, выпуклые и вогнутые элементы

Работа на этом этапе требует аккуратности и осторожности.

Сделав чистовую обработку, рисунок грунтуют и раскрашивают. Использовать лучше водоэмульсионную краску. Для того чтобы поверхность вокруг объемного рисунка не выглядела неестественно ровной, нанесите небольшой слой штукатурки и обработайте его смятой бумагой, полиэтиленом, чтобы поверхность стала шершавой.

Гипсовый барельеф своими руками имеет несколько другую технологию изготовления. Лучше использовать готовые формы для отливки элементов из смеси гипса и клея ПВА. Масса должна быть похожей на пластилин.

Используя готовые формы, можно отлить отдельные элементы орнамента, высушить и приклеить на стену. Те детали, для которых нет форм, либо они слишком мелкие для отливки, можно вылепить вручную.

Когда весь рисунок готов, белым герметиком заделывают все щели. Далее, как и в случае со шпаклевкой, барельеф покрывают грунтовкой и окрашивают. Можно нанести краску, воск, добавить позолоту.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»

Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Начинаем создавать барельеф

Как же сделать барельеф своими руками? Материалы которые для этого понадобятся, довольно не дешевые: необходимы очень качественные грунтовки, шпаклевки (неплохо подойдет Ветонит ЛР+), и обойный клей. Но не стоит так уж переживать по этому поводу,прежде всего эти затраты гарантируют долговечность результатам нелегкого труда, который вам предстоит.

Нанесение материала на стену

Нанесение рисунка

Поверхность которая предназначена для нанесения барельефа, тщательно очищается от всех старых покрытий, наносится грунтовка и ждем до полного высыхания грунта.С начала на подготовленной поверхности рисуется то изображение которое вы хотите видеть в качестве барельефа. Если нет особого опыта то не стоит с первого раза пытаться изобразить сложный барельеф.

Сложный барельеф для новичка

Цветы, стилизованные райские птицы, тропическая растительность больше подойдут для отработки ваших навыков навыков. Если вы не блещите художественными способностями то, вполне подойдет техника увеличения рисунка при помощи клеток. Рисунок и участок поверхности расчерчиваются на квадраты, в которые по очерёдно переносятся все лини с изображения на бумаге. Перерисовывая мелкие детали, не стоит забывать выбранном масштабе.

Создание рельефа

И так начнем, поверхность рисунка покрывается полимерной шпатлевкой. Для работы вам понадобятся терпение и чувство меры. Заполнить необходимые участки шпаклевочной массой совсем не трудно, намного сложнее придать этому материалу необходимую выпуклость и рельеф.

На видео ниже можно посмотреть как это делает мастер.

После чернового нанесения шпатлевки и придание ей нужной формы необходимо подождать пока она высохнет. После высыхания шпаклевки, формы корректируются и сглаживаются этим же материалом.

По завершению дождавшись полного высыхания наш барельеф необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Для этого сначала перетерается средней фракцией №200 и после самой мелкой, примерно №1000. Если что, то крупная наждачка используется для совершенствования формы барельефа, а мелкая для шлифовки и придания барельефу гладкости.

Завершение обработки барельефа

После того, как желаемое изображение достигнуто, барельеф необходимо хорошо протереть от пыли и обработать грунтовкой. Теперь переходим к покраски. Если вы не задумывали раскрашивать его в разные цвета, то лучше будет взять белую водоэмульсионную краску двух оттенков, более светлой покрыть выступающие элементы, а требующие выделения и несущие главную стилистическую нагрузку покрыть оттенком потемнее. наносить краску будет лучше не кистью, а обычной губкой для избежание появления нежелательных полос от ворса кисти. Просмотр видео значительно облегчит вашу задачу и поможет вам понять как правильно выводить округлости, впадины и выступающие поверхности.

Вот и всё, ваш барельеф закончен, и вы можете приводить гостей демонстрировать воплощение своего труда и творчества.

История барельефа

Возраст самых древних из обнаруженных археологами барельефов составляет более 11 тысяч лет. Многочисленные рельефные изображения найдены в ходе раскопок храмового комплекса Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Радиоуглеродный метод подтвердил, что эти произведения монументального искусства были созданы мастерами эпохи неолита около девяти тысяч лет до нашей эры.

В Древнем Египте широко была распространена техника койланалиф или контурного рельефа. А в Вавилоне, Персии и Ассирийском царстве барельефными изображениями часто украшали храмовые здания и дворцы властителей задолго до начала нашей эры.

До наших дней сохранилось множество барельефных произведений искусства античной эпохи. В Древней Греции и Риме такие изображения были неотъемлемой частью убранства храмовых комплексов, триумфальных арок и фронтонов зданий.

После завоевания варварами Рима искусство создания архитектурных барельефов было утрачено в Европе почти на 1000 лет. На протяжении длительного времени сохранялись только традиции изготовления небольших изделий с рельефными поверхностями: шкатулок, ювелирных украшений, икон и предметов мебели.

Многочисленные образцы барельефов I-X веков нашей эры сохранились до наших дней на территории Индии и стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Таиланда). Такие скульптурные композиции были востребованы при строительстве буддийских и индуистских храмов.

Возрождение барельефной архитектуры состоялось в середине XV века в Италии. По проекту архитектора Леона Баттисты Альберти (Leon Battista Alberti) была построена церковь Темпио Малатестиано в Римини. А малоизвестный скульптор Агостино ди Дуччо (Agostino di Duccio) впервые за длительное время создал настенные рельефные изображения аллегорических и мифологических фигур.

В последующие столетия барельеф снова стал широко востребованным в европейской архитектуре. Рельефными изображениями искусные зодчие начали массово украшать стены храмов и дворцов. А в индустриальную эпоху сфера применения выпуклой скульптуры быстро расширилась благодаря появлению новых технологий и материалов.

В СССР барельефы на протяжении многих лет были важной составляющей официальной пропаганды. Изображения на тематику Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и счастливой жизни советских людей украшали фронтоны зданий, интерьеры станций метро, а также основания тысяч памятников и стел во всех уголках страны

И в XXI веке барельеф остается востребованным видом монументального изобразительного искусства. Выдающиеся скульпторы современности успешно продолжают традиции древних мастеров и создают все новые шедевры архитектурного зодчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector