Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Прикручивание новой запорной арматуры

Перед закручиванием вентиля все соединяемые детали должны быть обезжирены для предотвращения засорения запорного механизма. Для этого можно использовать тряпку с обычным моющим средством или смоченную уайт-спиртом. После этого следует промыть поверхности обычной водой и дать им высохнуть.

Новый вентиль никогда не прикручивается к баллону на голую резьбу. Обязательно необходимо использовать уплотнитель: специальную резьбовую смазку или фторопластовую фум-ленту. Их наносят на нижний штуцер и только после этого закручивают вентиль.


Между вентилем и корпусом баллона не предполагается использования дополнительных прокладок, будет достаточно уплотнителя и соответствующего зажимного усилия

Толщина газовой фум-ленты больше сантехнической и составляет 0,1 – 0,25 мм, а её бобина должна быть желтого цвета. Наматывается лента с натяжением в 3-4 слоя. Лучше лишний раз её перекрутить при разрыве, чем сделать уплотнение рыхлым.

Зажимать вентиль желательно динамометрическим ключом. Стальная запорная арматура прикручивается с максимальным усилием 480 Нм, а латунная – 250 Нм. После зажима вентиля можно переходить к последующим действиям по тестированию герметичности получившегося соединения.

Виды и устройство вентилей

Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег. Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и внутреннего устройства вентилей.

Классификация запорной арматуры для баллонов

Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.

Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем

В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на:

  • латунную;
  • стальную.

Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов. Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:

  1. Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
  2. Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
  3. Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.

Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.

Устройство газового вентиля

Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.

Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устройство крана для газового баллона довольно простое. Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:

  1. Латунный или стальной корпус.
  2. Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
  3. Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
  4. Уплотнительные прокладки.
  5. Заглушка на выпускное отверстие.

Более подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.

Галерея изображений
Фото из
Спуск ядовитых газов через предохранительный клапан может навредить здоровью даже на открытом пространстве

В ацетиленовых вентилях используют максимум уплотнителей, чтобы ядовитые газы не попали наружу

Прокладки в таком вентиле не должны быть из чистой резины, потому что она способна взаимодействовать с кислородом

Уплотнители на пропановых баллонах простые, потому они должны выдерживать максимальное давление всего в 16 атмосфер

Вентиль с предохранительным клапаном

Вентиль для ацетиленового баллона

Вентиль для кислородного баллона

Вентиль для пропан-бутанового баллона

Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.

Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)

Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.

Руководство по самостоятельному устранению неисправности газового вентиля

Современный газовый баллон соответствует ГОСТ 949-72 и представляет собой прочный цельносварной элемент из углеродистой либо легированной стали. Согласно стандарту, толщина стенок баллона не может быть меньше 2 миллиметров. Для того, чтобы находящийся внутри газ давил одинаково на верхнюю и нижнюю части, их делают вогнутой и выпуклой.

Сами баллоны, в зависимости от находящегося в них веществе и его количества могут иметь разные размеры, форму и цвет. Но одно остается неизменным – любой газовый баллон обязательно должен иметь паспортные данные, присваиваемые на заводе. В верхней части находится горловина, снабженная резьбой, в которую и вставляется вентиль.

  • Неисправность вентиля – не поворачивается маховик или присутствуют иные проблемы;
  • Коррозия, вмятины или прочие повреждения на теле баллона и вентильной части;
  • Просрочена дата освидетельствования;
  • Чувствуется газ в воздухе;
  • Криво установленный или поврежденный башмак баллона;
  • На штуцере нет заглушки.

Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.

Порядок действий:

  • Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
  • Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
  • Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
  • После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
  • Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
  • Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане.  Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.

Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.

Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.

Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов

Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:

  1. Корпус баллона.
  2. Вентиль с запорной арматурой.
  3. Закрывающий вентиль колпак.
  4. Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
  5. Опорный башмак.

Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской

Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.

С видами газовых баллонов и особенностями их маркировки ознакомит статья, которую мы рекомендуем просмотреть и почитать.

  • запрещается пользоваться неисправными газовыми баллонами;
  • запрещается хранить баллоны в местах постоянного проживания людей;
  • нельзя открывать вентиль очень быстро: наэлектризованная струей газа головка может стать причиной взрыва;
  • периодически проверять исправность и герметичность вентиля;
  • запрещается использование или нахождение на одном рабочем месте двух пропан-бутановых баллонов одновременно.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Процедура замены крана для подачи газа к устройству достаточно проста, однако чрезвычайно ответственна, поскольку природное топливо является горючим, а в соединении с воздухом и взрывоопасным веществом. Поэтому настоятельно рекомендуем прибегнуть к помощи специалистов, прошедших обучение и получивших допуск к проведению подобных работ.

Имея навыки проведения монтажа и соблюдая правила безопасности, установку крана можно осуществить самостоятельно всего за 15-20 минут – но только в случае острой необходимости. В дальнейшем результат должен проконтролировать представитель горгаза

Для замена крана на трубе понадобятся инструменты и материалы:

  • новый запорный механизм, подходящий к трубе;
  • два газовых ключа №1 или №2, один из которых потребуется для откручивания резьбы, второй – для того чтобы держать нижнюю трубу неподвижной (это позволит избежать повреждения трубопровода, ведущего к газовой плите);
  • средство, предназначенное для герметизации места крепления крана с трубой (для этой цели можно использовать обычную льняную нить, ленту ФУМ, нить Тангит Унилок);
  • плоская отвертка;
  • графитовая смазка, солидол или другие смазочные материалы;
  • заглушка для трубы размером 0,5 дюймов с внутренней резьбой (при проведении работ вдвоем можно обойтись без этого элемента).

При несовпадении резьбы или диаметра труб и крана могут также понадобится удлинители, фитинги, переходники.

Процесс замены состоит из ряда простых операций, выполнять которые нужно как можно быстрее, чтобы свести к минимуму утечку газа из системы. Прежде всего следует перекрыть подачу природного топлива в квартиру, установив рукоятку вентиля в перпендикулярное трубе положение.

При замене газового запорного механизма вентиль закручивается от руки, лишь последние обороты делаются при помощи гаечного ключа

После этого можно приступать к демонтажу старого крана, который откручивается от трубопровода. Если процесс осуществляется с затруднением, можно попробовать обработать резьбовое соединение составом WD-40, благодаря которому повышается плавность хода.

Если в помещении ранее был установлен приварной вентиль, его придется срезать при помощи болгарки, после чего на трубах следует дополнительно нарезать резьбу. На месте убранного вентиля ставится временная заглушка.

До обработки соединения крана с трубой герметиком или лентой ФУМ это место следует тщательно очистить от загрязнений и коррозии

На резьбу накручивается нить для герметизации. Для этого следует открутить примерно 7 см нити, и положить ее в крайнюю выемку резьбы, после чего наматывать нить по часовой стрелке в каждую ложбину.

Покрыв резьбу одним слоем нити, следует продолжить намотку в противоположном направлении. После этого проложенная изоляция покрывается слоем графитовой смазки или другим подходящим составом.

Если в качестве уплотнителя резьбы применяется льняная нить, ее следует обработать масляной краской. При использовании нити Тангит Унилок такой операции не требуется

Удаляется заглушка и на это место быстро нанизывается новый кран (важно убедиться, что его рукоятка находится в положении «закрыто»). Элемент прикручивается вручную, последние обороты выполняются гаечным ключом

Меры предосторожности

При любых операциях с газовым оборудованием пользователь должен выполнять правила эксплуатации и обслуживания и принимать все меры предосторожности, для личной безопасности, защиты окружающих людей от травматизма, а также сохранности оборудования в исправном состоянии. Основные требования безопасности:

Основные требования безопасности:

  1. Запрещено использовать сосуды с просроченными сроками освидетельствования и имеющие явные повреждения композитного корпуса или запорной арматуры.
  2. Устанавливают баллон исключительно в вертикальном положении.
  3. Хранение сосудов с объёмом более 5 л в жилых помещениях запрещено. Минимальные расстояния до инженерных коммуникаций в доме: от плиты для приготовления пищи– 0.5 м, от дверки топки – 2 м, от стенки – 0.30 м, от электрической проводки – 1.0 м.
  4. При хранении сосудов их прочно закрепляют хомутами и защищают от солнечных лучей и отопительных устройств. Расстояние до радиатора должно быть не менее 1 м, а от открытых источников нагрева – 5 м, при размещении защитных экранов его уменьшают до 0,5м.
  5. Нагрев вентильной арматуры разрешается после полного слива газа с баллона и закрытия крана.
  6. Замену вентиля начинают после того, когда выровняется давление внутри и снаружи сосуда.
  7. Откручивают маховик очень медленно с целью недопущения его электризации, появления искры и взрыва.
  8. В комнате может находиться только 1 закрытый ГБ.
  9. Дренировать остатки газа допускается исключительно на открытой площадке.
  10. Запрещено выполнять подогрев баллона для повышения давления среды и ремонтировать неисправные сосуды с остатками газа. Запрещено оставлять поломанные баллоны с газом в местах постоянного нахождения людей.
  11. Требуется периодически проверять работоспособность и герметичность вентиля.
  12. В случае возникновения пожара тушение производят огнетушителями ОУ-2А, ОХП-10 и печной смесью, а также в срочном порядке вызывают МЧС.
  13. При отравлении продуктами сгорания необходимо обратиться в больницу или вызвать скорую помощь на дом.
  14. В случае обнаружении утечек газа, краны должны быть немедленно перекрыты, помещение проветрено и сделан экстренный вызов МЧС.
  15. Запрещено использовать содержимое баллона полностью, остаточное давление должно быть не менее 0,5 кгс/см2.

Важно! Проведение любых ремонтных операций с газовыми баллонами относится к потенциально опасным работам. Существует строгий запрет на демонтаж вентилей с газовых сосудов в домашних условиях

На что стоит обратить внимание?

Разбор даже старого газового баллона требует от мастера особой осторожности, и последовательности всех действий. Для начинающих мастеров, которым еще не приходилось сталкиваться с распиливанием пропанового ресивера, мы подготовили несколько полезных советов:

Для начинающих мастеров, которым еще не приходилось сталкиваться с распиливанием пропанового ресивера, мы подготовили несколько полезных советов:

  • степень резкости запаха пропана при ополаскивании баллона является показателем высокой вероятности возгорания или взрыва;
  • вентиль баллона лучше откручивать подальше от жилых помещений;
  • выполнять резку пропанового баллона вблизи костра или любого другого источника огня противопоказано;
  • запрещается стоять напротив выхода газа из ресивера, особенно при наличии характерного шипения;
  • разметки на баллоне следует обозначить заранее, чтобы в итоге не ошибиться с расчетами.

При наличии ярко выраженного запаха пропана лучше произвести повторное ополаскивание ресивера, и только после этого приступать к отпиливанию вентиля.

Если запах все еще остается резким, то лучше отложить работу на несколько дней, и подождать, пока он полностью исчезнет.

Такое приспособление поможет быстро и эффективно очистить газовый баллон от ржавчины, и подготовить поверхность к дальнейшей покраске

Сразу после разрезки емкость необходимо очистить от ветхой краски, после чего тщательно зачистить наждачной бумагой для создания максимально ровной поверхности.

Самый простой способ – установить на болгарку шлифовальный лепестковый круг, что облегчит дальнейший процесс обработки поверхности, в том числе и покраску.

Подробная инструкция по откручиванию крана

Ищете информацию о том, как быстро и безопасно открутить кран на пропан-бутановом газовом баллоне? Тогда читайте нашу инструкцию и смотрите пошаговые фото, размещенные чуть ниже.

Чтобы без всяких сложностей справиться с вентилем, который может «намертво сидеть» в горловине баллона, понадобится приложить силу. И, в зависимости от имеющихся под рукой приспособлений, может понадобиться помощник.

Если у вас один-единственный баллон, и вы впервые собираетесь скручивать вентиль, то придется повозиться, пока приноровитесь. Если же вы собрались разобрать баллон и поставить изготовление различных самоделок из баллонов на поток, то без хороших инструментов под рукой вам попросту не обойтись.

Сначала нужно выпустить остатки газа, если таковые имеются в этом баллоне. Для чего достаточно повернуть маховик вентиля в направлении, указанном на нем же самом. Если внутри еще остался газ, то услышите характерное шипение – это выходят остатки сжиженного газа.

Открутив маховик вентиля, нужно перевернуть баллон и слить остатки газа и конденсат, накопившийся на дне сосуда, в заранее вырытую ямку. Руки и лицо желательно защитить перчатками и маской соответственно

Чтобы остатки газа никак не навредили, их нужно сразу же утилизировать. Лучший вариант – выжечь. Гореть может долго. Когда огонь угаснет, это место можно посыпать хлоркой или полить белизной, что позволит избавиться от неприятного запаха

Затем нужно закрепить корпус баллона. Как это сделать – полностью зависит от вашей фантазии и имеющихся под рукой приспособлений. Для этих целей используют сварку, металлические штыри, тиски, доску, зажимают баллон колесом большого автомобиля, крепят ремнем к дереву и еще много всяких вариантов. Поэтому подбирайте для себя тот способ фиксации, что будет удобен именно вам.

В большинстве случаем проблем с отворачиванием вентиля не бывает – такой простой метод позволяет спокойно его выкрутить.

Конструкция вентиля

В стандартном варианте газовые баллоны с пропаном объемом до 27 литров комплектуются клапанами КБ-2 или вентилями ВБ-2. Второй вариант считается более надежным. К вентилю присоединяется редуктор с помощью резьбы штуцера и накидной гайки. Степень герметичности соединения регулируется рожковым ключом.

Соединения с клапаном не всегда герметичные и часто приводят к утечке газа.

Конструктивно вентиль состоит из следующих элементов:

  • стального корпуса в форме тройника с резьбой;
  • запорной части;
  • маховика;
  • уплотнителей.

Цвет баллона говорит о том, какой газ там находится:

  • красный цвет – пропан-бутан;
  • черный – азот;
  • синий цвет – кислород;
  • зеленый – водород;
  • белый цвет – ацетилен.

Обязательные меры предосторожности

Перед заменой вентиля газового баллона необходимо использовать меры предосторожности. Работы должны проводиться так, чтобы обезопасить человека от потенциальных опасностей и сохранить оборудование в рабочем состоянии

Используются следующие меры предосторожности при подготовительных работах по замене газового вентиля:

  1. Стравливать остатки содержимого баллона можно только на открытом пространстве. Исключение можно делать только для азота, воздуха и аргона.
  2. Рабочее помещение должно быть хорошо проветриваемым, хотя желательно проводить работы на улице.
  3. В пределах рабочего места должен находиться только один закрытый газовый баллон.
  4. Откручивать маховик необходимо медленно с целью предупреждения его электризации.
  5. К замене вентиля можно приступать только после окончательного выравнивания давления в баллоне и снаружи.

При вкручивании вентиля в баллон используется фум-лента или специальные смазки, которые обеспечивают повышенную герметичность и прочность соединения. При замене крана такие уплотнители сильно усложняют процесс его демонтажа. Для решения этой проблемы можно разогреть вентиль феном.

Экономить на газовой фум-ленте не стоит, ведь качественный материал избавит от необходимости перекручивать вентиль из-за утечек газа

Нагревать запорную арматуру можно только после стравливания газа с баллона и закрытия крана. В таком случае процедура безопасна и не приведет к непредсказуемым ситуациям.

Альтернативой фену может стать обматывание вентиля тканью с последующим обливанием её кипятком. При таком методе нагрева на выходной штуцер следует накрутить любую подходящую заглушку для предупреждения попадания туда воды.

После соблюдения всех мер предосторожности и прогрева запорной арматуры можно приступать к выкручиванию вентиля, что в домашних условиях может стать нелегкой задачей. Если кроме замены запорного устройства баллона вам потребуется еще и замена крана, установленного на газовый трубопровод, советуем изучить порядок и правила выполнения этой работы

Если кроме замены запорного устройства баллона вам потребуется еще и замена крана, установленного на газовый трубопровод, советуем изучить порядок и правила выполнения этой работы.

Зачем делать ремонт газового баллона

Ремонт газового баллона востребованная услуга у пользователей баллонного газа. Отремонтировать баллон дешевле, чем покупать новую емкость.

Устройство газового баллона:

  • цилиндрический корпус с верхним и нижним днищем;
  • вентиль, вкручивающийся в корпус баллона;
  • колпак, предохраняющий вентиль от механических повреждений;
  • горловинное кольцо, на него накручивается колпак;
  • редуктор стабилизации давления;
  • башмак, удерживает баллон в вертикальном положении.

Устройство вентиля:

  • корпус вентиля;
  • запорный механизм;
  • маховик.

Существуют поломки, которые запрещено ремонтировать по технике безопасности. В таких ситуациях сдают поломанный баллон в утиль или обменивают на новый или отремонтированный.

Всем, кто в силу профессиональной или бытовой необходимости имеет дело с газовым оборудованием, необходимо знать, в каких случаях необходим ремонт газового баллона. Использование различных газов получило широкое распространение во всех сферах народного хозяйства – в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и быту. Поэтому важным аспектом соблюдения техники безопасности и сохранения здоровья сотрудников и населения является знание признаков неисправности газовых баллонов. Все виды неисправностей можно разделить на устранимые и неустранимые. В случае обнаружения устранимых неисправностей баллон подлежит ремонту. При наличии неустранимых неисправностей баллон следует утилизировать с соблюдением всех мер безопасности.

К устранимым неисправностям относят:

  • видимые повреждения на вентиле и манометре баллона, некорректная работа этих приборов;
  • изменение положения «башмака» или его повреждение;
  • износ или повреждение резьбы на горловине баллона;
  • при подозрении в утечке газа из баллона;
  • если значительно нарушена окраска баллона.

Неустранимыми неисправностями, делающими дальнейшую эксплуатацию невозможной, считаются значительные повреждения поверхности баллона – трещины, вмятины, сколы, трещины на сварном шве, вздутия, а также безвозвратная утрата маркировки и паспортных данных.

Окончательное решение в отношении повреждённого баллона принимается квалифицированным специалистом после осмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector