Резьба по дереву: вдохновляющие идеи, эскизы и советы по выбору материала

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.

Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.

Общие правила работы

Несмотря на свою простоту в обращении, фрезер является травмоопасным инструментом, если использовать его, не соблюдая простые правила. Итак, основные правила работы с данным агрегатом следующие.

Рукава одежды должны плотно прилегать к рукам. Если у вас длинные волосы, то их необходимо подобрать, чтобы исключить попадания их на фрезу и последующего наматывания.
Перед началом работы следует обязательно проверить сетевой кабель на наличие повреждений изоляции. Повреждение шнура происходит в момент, когда кабель случайно попадает на еще не остановившуюся фрезу. Найденные потертости изоляции необходимо заизолировать.
Подготовьте рабочее место так, чтобы на нем не находились посторонние предметы (гаечные ключи, отвертки, шурупы и т.д.), которые могут попасть под работающий инструмент и повредить его.
Используйте только хорошо заточенный инструмент (фрезы). Проверить остроту лезвия можно пальцем: для этого нужно провести им по лезвию под углом 90 градусов. Если кромка острая, то вы ощутите легкий зацеп кожи за острые края. В противном случае палец будет легко соскальзывать с лезвия.
Перед использованием фрезы с упорным подшипником обязательно смажьте его одной каплей масла. Подшипник должен вращаться легко и без задержек.
Устанавливая оснастку в цангу, убедитесь, что хвостовик фрезы входит в нее не менее, чем на 20 мм.
Каждый раз, устанавливая фрезу, удаляйте с ее лезвий нагар и остатки древесины с помощью пластины из мягкого металла.
Используйте специальные защитные очки. Хорошо, если они будут пылезащищенные.
Обязательно защищайте органы дыхания от мелкой пыли, которая в изобилии образуется при фрезеровании, особенное если обрабатываются детали из ЛДСП и МДФ. В качестве защиты можно использовать респиратор или обычную медицинскую маску, купленную в аптеке.
Всегда закрепляйте заготовку на столе с помощью струбцин. Держать заготовку одной рукой во время обработки запрещается.
Правильно подбирайте скорость вращения шпинделя агрегата, в зависимости от диаметра установленной оснастки

Также следует обращать внимание на твердость древесины. Чем выше твердость материала, тем меньшую скорость вращения нужно устанавливать.
Фреза за один проход должна погружаться в заготовку на глубину не более 3 мм.
Перед началом обработки заготовки следует включить фрезер и дождаться момента, когда фреза наберет необходимые обороты, и затем приступать к введению фрезы в древесину

Если начать фрезерование на малых оборотах либо при начальных оборотах инструмента, то режущая часть оснастки будет бить по заготовке, образуя сколы на ней. Кроме повреждения детали, фрезер может отскочить в сторону и травмировать оператора.
Следует держать агрегат так, чтобы вы могли видеть вращающуюся оснастку и контролировать ее погружение в материал.
Поскольку фреза вращается по ч. стрелке, то движение фрезера должно быть направлено таким образом, чтобы лезвия оснастки двигались навстречу материалу, как показано на рисунке ниже.

Фрезер нужно крепко удерживать в руках, но без излишнего надавливания на заготовку. Прижимать его следует равномерно и вести агрегат плавно, без рывков, на протяжении всей траектории движения.
Если проводится работа фрезером на низких оборотах, да еще и продолжительное время, то ему нужно периодически давать остыть. Следует запустить агрегат на максимальных оборотах (вхолостую) секунд на 20-30, чтобы двигатель хорошо провентилировался потоком воздуха, создаваемым крыльчаткой, установленной на его валу.
Для остановки фрезерования, например, кромки заготовки, требуется сначала вывести фрезу из древесины, а затем отключить агрегат. Но при фрезеровке глубокого паза сначала нужно остановить подачу инструмента, выключить его, дождаться полной остановки оснастки и только после этого извлечь фрезу из углубления.

Особенности

В зависимости от вида изделия, используются разные станки.

  1. Распиловочные станки применяют для придания определенной формы древесине. Обычно используется циркулярная либо ленточная пила.
  2. После распила необходимо срезать неровности. Выполняется с помощью рубанка или строгального станка.
  3. Вырезать различные отверстия можно благодаря сверлильному станку.
  4. Токарный позволяет изготовить изделия, представляющие собой фигуры вращения.
  5. Шлифовальный придает изделиям аккуратный вид и сглаживает неровности.

В продаже обычно встречаются ручные и электрические станки. Последние получили широкое распространение благодаря своей функциональности и удобству в использовании. Однако без ручных инструментов нельзя обойтись – к ним относятся ножи, пилы, стамески и ручные станки.

Особенности изготовления

Самодельная деталь такого типа имеет определённые ограничения по материалам, с которыми можно работать, применяя её. Создание фрез для ручного фрезера обычно связано с работами со сталью, которая относится к категории мягких. По этой причине подобное приспособление позволяет отлично работать с деревом, но если материал имеет большую твёрдость, то эффективность прибора существенно снижается.

Сначала потребуется изготовить форму нашей будущей фрезы.

С помощью карандаша и линейки рисуем ножи. Если схемы нет под рукой, то можно найти примеры в интернете либо в соответствующей литературе, после чего попросту перерисовать необходимый профиль и следовать дальнейшему алгоритму.

Теперь требуется осуществить непосредственное вырезание формы

В зависимости от того, сколько ножей нам в результате потребуется, необходимо отсчитать нужное количество листов и, захватив их, осторожно вырезать форму будущего изделия, не цепляя пару несущих сторон ножа, а также остриё.

После этого можно начинать делать форму. При помощи клеевого состава потребуется приклеить шаблон к заготовке и осторожно отпилить его при помощи болгарки
Важно помнить, что следует сохранять не только остриё, но и боковые части
Так что при работе с болгаркой потребуется быть максимально аккуратным и принимать во внимание габариты изделия.

Основные правила работы

Изготовление столярных изделий предполагает применение деревообрабатывающего оборудования. При помощи фрезера можно не только разрезать пиломатериалы, но создавать на них узоры, чтобы добиться декоративного оформления.

Наверняка, каждый согласится, что древесина является одним из тех материалов, которые легко поддаются обработке, а благодаря агрегату результат будет эффективным.

Нельзя не отметить, что фрезер используют вместе с лобзиком, тисками и другими приспособлениями. Полотно из древесины, на котором нарисован узор, устанавливается на поверхности и закрепляется, после чего можно водить инструментом по контуру, чтобы получить готовый элемент. Фрезы предлагаются в разных вариантах, поэтому существует много приёмов обрабатывать древесину и другие материалы.

Одним из главных правил работы с агрегатом является то, что передвигать работающий режущий инструмент необходимо равномерно, только так можно получить качественный результат. Конечно, процедура не из легких, необходимо прилагать усилия так, чтобы не сильно давить на поверхность, но при этом и не позволить элементу двигаться самостоятельно, только так изделие будет обработано с высокой точностью. Замедлять ход инструмента во время поворотов нельзя, такие изменения могут привести к тому, что заготовка будет испорчена и прожжена.

Для настройки глубины среза предназначен подъемный механизм, пользуясь которым можно выбрать калибровку

Многое зависит от типа фрезерного устройства и производителя, поэтому для начала важно выбрать инструмент, который уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. У многих фрезеров есть круговые направляющие, благодаря которым получают ровные края обрабатываемого материала

Если необходимо сделать пазы, то здесь понадобится угловой упор, который находится на корпусе оборудования. Прежде чем запустить станок, нужно убедиться, что заготовка надежно закреплена, это обеспечит безопасность.

Каждый опытный специалист акцентирует внимание на том, что новичку необходимо ознакомиться с правилами безопасности. Речь идет о движущемся режущем инструменте, который при неправильной эксплуатации может нанести увечья и привести к травмам

Чтобы обеспечить защиту от таких проблем, используемые фрезы должны быть исправны, глубина съема не должна превышать 5 мм, а замена насадок своевременной (при обесточенном агрегате).

Чтобы продлить срок эксплуатации оснащения, необходимо не только соблюдать алгоритм технологического процесса, но и систематически обслуживать агрегат.

Обработка кромки

Для обработки кромок и торцов заготовки используют специальные кромочные фрезы. Они могут быть как прямые, так и фигурные. Прямые фрезы применяют для торцевания (выравнивания) кромок деталей по шаблону (криволинейному) или по линейке. Например, если резать ЛДСП электрическим лобзиком, то без фрезера в данном случае не обойтись. Кромка после прохождения пилочки получается неровной и с небольшими сколами. Чтобы придать ей идеальную геометрию, проделайте следующее.

  1. Закрепите в цанге фрезера прямую кромочную фрезу. Данная фреза может иметь подшипник снизу либо в верхней ее части (возле хвостовика).

  2. Если фреза имеет нижний упорный подшипник, то шаблон укладывается под заготовку и обе детали прижимаются к верстаку струбцинами. И наоборот, шаблон закрепляется на заготовке при верхнем подшипнике на оснастке.
  3. В случае с нижним подшипником установите площадку фрезера на край заготовки и опустите фрезу так, чтобы упорный подшипник находился по центру торца шаблона, а нижняя часть лезвий заходила на шаблон примерно на 2-3 мм. Для фрезы с верхним подшипником все делается наоборот: подошва фрезера устанавливается на шаблон, под которым уложена заготовка. Фреза опускается до тех пор, пока подшипник не достигнет центра шаблона, а верхняя часть лезвий не будет захватывать его на 2-3 мм.
  4. Далее, слегка зажатая заготовка выравнивается относительно шаблона (можно использовать резиновую киянку) по ранее нанесенной разметке.
  5. После выравнивания хорошо прижмите детали струбцинами к верстаку. Если зажать их слабо, то от сильной вибрации при работе инструмента они могут сместиться.
  6. Установите подошву фрезера на заготовку (шаблон), не касаясь фрезой деталей, включите агрегат и дождитесь, пока он наберет полные обороты;
  7. Плавно подведите фрезу к началу заготовки, чтобы инструмент врезался в нее и уперся подшипником в шаблон, после чего проведите фрезерование по всей кромке.

Фигурные торцевые фрезы в основном используются для обработки изделий из древесины и МДФ. В таком случае сначала заготовке придается определенная форма с помощью прямой торцовочной фрезы. А уже после этого в цангу вставляется инструмент с требуемым фигурным профилем и проводится обработка кромки обычным способом. Только в качестве шаблона или направляющей для подшипника служит выровненная кромка детали.

При фрезеровании деревянных деталей следует учитывать направление волокон древесины. Если этого не делать, будут возникать сколы на углах заготовок или в местах перехода продольных волокон в торцевые при обработке, например, криволинейных деталей. Чтобы избежать сколов, следует обвести мелом “проблемные” места на заготовке (рисунок А). Если пройти по этим участкам фрезой обычным способом (против ч. стрелки), то чаще всего это вызовет образование сколов. Поэтому до “проблемных” зон подача инструмента ведется против ч. стрелки, а в местах перехода волокон направление меняется на обратное (рисунок С).

Это же правило применимо и для обработки углов деревянных заготовок. Сначала фреза должна пройти вдоль волокон по ч. стрелке (через угол), после чего продолжается торцевание обычным способом.

Выбор фрезы

В зависимости от вида обработки, применяются различные фрезы по дереву для ручного фрезера, выбор большой:

  • цилиндрические;
  • дисковые;
  • торцовые;
  • конические;
  • фальцевые;
  • галтельные;
  • калевочные;
  • профильные.

Цилиндрическими фрезами для обработки древесины создают пазы, выборки различных конфигураций. Они применяются для раскроя деталей, создания отверстий глухих и сквозных. С их помощью на сопрягаемых деталях делаются соединения типа шип-паз с точным соответствием размеров и конфигураций.

Паз ручным фрезером по дереву проще всего вырезать с помощью дисковой фрезы. Инструмент подбирают по ширине равный толщине шпонки. Пазы любой длины прорезаются за один проход. Расстояние до плоскости регулируется подошвой и упорами. На ламельном станке для обработки дерева угол наклона, расстояние от торца и по высоте выставляется с помощью упоров на подошве и автоматически, без разметки обеспечивается точное совпадение пазов под шпонку. Сборка сопрягаемых деталей производится без смещения и перекосов.

Специалисты, знающие, как работать с фрезой каждого типа и какие шаблоны изготовить, выполняют сложное соединение ласточкин хвост с помощью ручного оборудования.

Разбираясь, какими фрезами что возможно выполнить, обрабатывая дерево, следует обратить внимание на форму режущей кромки. У фальцевой она широкая и ровная

За один проход с малой подачей можно выбрать четверть. Дисковая способна сделать эту работу за 2 хода. Ее надо переставлять после первого реза под прямым углом. Но фальцевые фрезы по обработке древесины переводят все в стружку. После дисковой остаются квадратные рейки, пригодные для использования.

Галтельные, калевочные и профильные фрезы все относятся к фигурным. При резьбе по дереву фрезером своими руками торец приобретает форму, обратную конфигурации режущей кромки. Галтель выбирает четверть радиальной формы. Калевочная с режущей кромкой противоположной формы делает красивый радиус вместо угла.

В домашней мастерской фрезы для начинающего столяра должны быть простыми по форме и малого диаметра. Они испытывают при обработке меньшее сопротивление дерева. Фрезером легче управлять. После освоения простых операций по прорезанию пазов и вырезанию ровных деталей, можно переходить к сложным приемам обработки дерева.

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector