Готический стиль

Содержание:

Гостиная в готическом стиле

Готическая гостиная станет удачным выбором, если требуется оформить достаточно просторное помещение с высоким потолком. Не рекомендуется применять такой дизайн для типовой квартирки. Однако, как и в любом другом вопросе возможны исключения, особенно, если к разработке дизайна будет проявлен креативный подход.

Минималистическая гостиная с готическими чертами

Если вам хочется иметь гостиную в стиле Готики, однако очень нравиться такой стиль, можете придать минималистическому дизайну соответствующие черты, используя несколько характерных элементов. Это может быть, например, высокий стул-трон, который будет выделяться на фоне современной мебели. Подойдет также стеклянная мозаика с соответствующим сюжетом или дизайнерская кованая люстра. В результате сочетания предметов из разных эпох получиться интерьер, с легким оттенком эклектичным.

Статусная гостиная готическая: отделка

Отделка такого помещения должна выполняться самыми простыми материалами. Идеально подойдут Для покрытия стен, удачно имитирующие кирпичную кладку. Ими же должен отделываться потолок в готическом стиле.

Для пола подойдет натуральный камень, темное дерево или керамическая плитка.

В связи с этим, не следует использовать тщательно отполированный паркет.

Если гостиная обустраивается в здании со стандартной архитектурой, то можно применить некоторые хитрости. Например, можно придать окнам стрельчатую форму, используя ламбрекены на жесткой подкладке с соответствующим силуэтом. Кроме того, можно создать имитации колонн и сводов с помощью накладных декоративных элементов.

Цвет

Для готического интерьера характерно применение темной цветовой палитры. Изначально, такое оформление было чисто церковным, поэтому для него использовали 2 цвета: красный и синий. Они символизировали грешную плоть земную и небесную чистоту. В современном «прочтении» для Готики рекомендуется использование темно-красного, черного, синего и белого цветов.

Декор в готическом стиле

При создании декора в готическом стиле широко применяется необычный прием миниатюризации, нехарактерный для других интерьерных стилей. Например, приветствуется, когда камину придается форма самого «замка» со всеми его башенками.

Отдельное место отводится витражам. Этот вид искусства изначально был изобретен для украшения храмов. Однако короли и высшая аристократия стали использовать его при оформлении своих дворцов. Витражи в готическом стиле для интерьера светского, как правило, изображают сценки с участием различных персонажей (рыцарей, дам, их слуг, собак и пр.), а также цветы и геральдические символы.

Шикарно выглядят витражи, получившие название «Готическая роза». Они имеют круглую форму и размещаются на фасаде здания. В центре «Розы» может находиться герб, крест или изображение святого покровителя дома. Вокруг располагаются цветы, из которых складывается сложный и красивый орнамент.

Мебель в готическом стиле для гостиной

Мебель для готической гостиной должна быть достаточно массивной и выполненной из темного дерева. Опять же будет уместно использовать прием миниатюризации. Например, силуэт замка может быть отражен в форме и конструкции большого комода.

Готический стиль в интерьере гостиной предполагает использование в качестве смыслового центра интерьера камина. Возможно также обустройство большой, высокой печи, облицованной изразцами. Последний вариант был распространен в Средневековой Германии, откуда позже попал в Россию.

Согласно канонам Готики, принято расставлять мебель вдоль стен, тем самым освобождая пространство в центре комнаты.

Кроме стола и стульев, напоминающих трон, в помещении могут быть установлены лари. Они должны быть с высокой спинкой и использоваться в качестве сиденья. Оригинально выглядят характерные для средневековья разгибные стулья. Они являются прообразами современных трансформеров и очень практичны в эксплуатации.

Шикарно смотрятся варианты с ажурными боковыми стенками в нижнем ярусе.

Текстиль и светильники

Текстиля в готическом интерьере обычно немного. Использование ковров стало характерно лишь в ее поздний период. Поэтому многие современные дизайнеры с неохотой включают такие предметы интерьера в свои проекты. Их успешно заменяют гобелены, которыми украшают стены гостиной. Они представляют собой «картины» с сюжетом, соответствующим эпохе.

Кроме того, в готическом интерьере должны использоваться шторы из натуральных дорогих тканей.

Что касается освещения, то Готика предполагает использование кованых люстр, которые подвешиваются в центре потолка. Если помещение просторно, то лучше использовать два одинаковых светильника.

Современный стиль готов в одежде: характерные черты, отличительные особенности

Средневековье наложило отпечаток на внешний облик меланхоличных фаталистов. Но они взяли на вооружение лишь узкую, зашнурованную талию, в остальном же модные тенденции того времени имеют мало общего с обликом современных готов.

Эти гротескные личности скорее приняли роль жертвы инквизиции, явившейся в наш мир с напоминанием о вечной скорби, трауре, бренности бытия. Но поверьте, в глубине души никто из них не собирается умирать, а изысканная красота смерти – способ преподнести себя миру и быть замеченными.

Хотите безошибочно определять представителей этой субкультуры в толпе или примерить на себя одежду в готическом стиле, запоминайте основные особенности:

преобладание черного цвета с контрастными акцентами – белый, красный;

допускаются темные насыщенные тона – фиолетовый, бордовый, зеленый, синий;

четкие силуэты, прямые летящие линии;

откровенная экстравагантность с подтекстом для взрослых;

винтажные или суперсовременные платья сложного кроя;

объемные юбки, длина мини или макси;

жабо, кружева, сетка, шнуровка;

корсеты и портупеи, преимущественно поверх одежды;

свободные черные блузы, футболки, рубашки, водолазки;

обилие кожи – брюки, юбки, куртки-косухи;

грубая обувь на платформе или высоком каблуке (гриндерсы, камелоты, берцы);

эксцентричные зонтики, шляпки с вуалью, длинные перчатки;

массивные украшения из белого металла;

выразительный контраст темных волос и абсолютно белого лица;

нарочито небрежный агрессивный макияж в черной и кроваво-красной гамме.

Из тканей предпочтительнее:

  • бархат;
  • атлас;
  • шелк;
  • кожа;
  • винил;
  • парча;
  • тафта;
  • кружево;
  • органза.

Изрядная доля аристократизма присутствует у готов как в женском стиле, так и в мужской одежде. Длинные черные пальто и плащи, шляпа-цилиндр, в торжественных случаях – фрак, ну чем не лондонский денди. Но все же образ современной готессы заслуживает большего внимания.

Готическая архитектура на разных этапах своего развития

Готика в архитектуре делится на три этапа:

  • ранний (XII век);
  • зрелый (XIII век);
  • поздний (XIV-XVвека).

Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.

Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре

Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.

Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме

Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.

Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства

Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке

Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов.  Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.

Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.

Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.

Яркий пример ранней готики — собор в Лане

Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.

Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов

Зрелая готика XIII века: ближе к реализму

В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.

Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже

Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.

На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.

Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции

Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко

Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».

Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве

Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.

Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.

Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.

Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.

Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)

Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Реймсский собор. Реймс. Франция

Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.

Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.

Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».

4

Изобразительное искусство

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Перспективный портал Кёльнского собора

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 году Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (—) в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (нем. Tilman Riemenschneider), Вита Ствоша (нем. Veit Stoß) и Адама Крафта (нем. Adam Kraft).

Живопись

Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошёл около 1200 года, в Германии — в 1220-х годах, а в Италии позднее всего — около 1300 года.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около —). Ярким представителем книжной миниатюры конца XV — начала XVI века был Робине Тестар, работавший при дворе графов Агулемских.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Примером может служить творчество Мастера графини Уорик и его «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи», демонстрирующий повседневную жизнь английской провинциальной аристократии.

Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.

Конструктивные особенности зданий готического стиля

Готику невозможно имитировать с помощью облицовочных материалов и отделочных работ. Это направление архитектуры выражено в самой конструкции строений, сообщающей им грациозный и одновременно величественный вид. Все они имеют одну особенность: снаружи выглядят значительно меньшими, чем внутри.

Французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos (на фото капелла)

Основа таких зданий – каркас, состоящий из специальных «ребер» – нервюр, контрфорсов, аркбутанов. Это основные элементы конструкции, применение которых помогает снизить нагрузку на стены и правильно ее распределить. Это позволило выстраивать максимально широкие оконные проемы и высокие своды, использовать в оформлении зданий стеклянные витражи. Благодаря прочному каркасу, удалось существенно снизить вес строений и увеличить их площадь и высоту.

Характерные черты готического стиля

Конструкция готического храма, система нервюр, контрфорсов и аркбутанов

Конструктивные элементы

Готические архитектурные композиции невозможно перепутать с ансамблями других стилевых направлений. Готика имеет только ей присущие черты: особую экспрессию и динамику, выразительность декоративных элементов. Здания, выстроенные в этом стиле, являются настоящими произведениями искусства, наследием культуры средних веков.

Характерные черты готической архитектуры – устремленные ввысь пикообразные купола и стеллы, высокие своды, широкие стрельчатые арки, массивные колонны. Огромные внутренние пространства соборов и храмов призваны подчеркнуть ничтожность человека перед Богом. Тщательно продуманная конструкция каркаса зданий позволила достичь качественных звуковых эффектов, обеспечивающих слышимость голоса пастыря в самых отдаленных уголках храма.

Готический стиль здания

Типы сводов готических зданий

Готический свод

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи

Звездчатый свод

Один из основных элементов готических строений – свод. Он состоит из особых деталей каркаса – нервюр, что в переводе означает «жилка» или «ребро». Первым был изобретен крестовый свод, который стал впоследствии основным элементом строений в готическом стиле.  Помимо него, существуют и другие типы сводов:

  • звездчатый;
  • шестигранный;
  • веерный;
  • сетчатый.

Каждый из них является основой купола или арки, представляет собой опорную конструкцию для стен и кровли. По мере развития архитектурного стиля, в каркас сводов стали включать не только массивные нервюры, но и более тонкие и изящные перемычки – тьерсероны и лиерны. Это вспомогательные элементы, наличие которые позволяет формировать криволинейные строения.

Свод с подвеской

Звездчатый свод — фото

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

04 3 Готическая архитектура 1
10:30

04 3 Готическая архитектура 2
11:12

04 3 Готическая архитектура 3
11:25

СЕКРЕТЫ СТИЛЯ готика
26:01

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

5 1 голос

Рейтинг статьи

Основные этапы стиля и его распространение в Европе

Замечание 2

Готика прошла три этапа: ранний, зрелый и поздний. В разных странах эти этапы приходились на разные годы и даже века.

Во Франции фаза зрелой готики – XIII в., когда были построены соборы Шартра и Амьена, в разгаре было строительство собора Реймса. Собор Парижа относится к ранней готике. В простоте, строгости и весомости его форм еще чувствуется эхо романики. О ней напоминают и обширные участки гладких стен главного фасада. Из Франции готика распространилась в другие страны Западной Европы, где возникли свои варианты стиля. Для поздней готики свойственен сложный и обильный декор, появление все новых дизайнерских решений в очертаниях арок, в рисунке сводов. Многие из таких решений возникли в Германии и Англии. Готика – эпоха соборов.

Окна соборов в Англии, а также в Германии в условиях их климата и освещения обычно делали особенно большими. Старые кельтские и германские традиции, очень живучие в этих краях, вновь дали о себе знать в любви к сложному архитектурному декору фасадов, сводов, переплетов окон (интерьер и фасад собора в Линкольне.

Типичен силуэт английского храма, сильно растянутого в ширину, не слишком высокого, но увенчанного огромной башней над средокрестием (собор в Солсбери). В период поздней готики появляются различные типы сводов, рисунок которых имеет в первую очередь чисто декоративное значение – звездчатые, веерные, сетчатые). (Капелла Кондестабля в соборе Бургоса (изображение 2), Королевская капелла в Кембридже, церковь Св. Анны в Аннабере). Наряду с базиликальным типом церкви большую популярность обретает зальный. В церкви зального типа все три нефа имеют равную или практически равную высоту.

Рисунок 2. Капелла Кондестабля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для поздней готики характерны сложность и пышность декора, появление вариаций на тему стрельчатой арки, смягчение вертикальных ритмов. Прекрасный пример тому – один из порталов монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо.

Несмотря на то что целый ряд храмов в Южной Европе строится по примеру готики Центральной Франции, а в конце Средневековья, сюда проникают вкусы из Северной Европы, климатические условия и давние местные традиции привели к тому, что формы романской архитектуры оказались очень живучими, а большие окна, дающие много света, и высокие крыши, с которых хорошо стекают осадки, были просто бесполезными. Храмы готического периода здесь часто строже, проще по своим формам и статичнее и этим напоминают романские постройки, в свою очередь восходящие к древней средиземноморской традиции. Поэтому к архитектуре этих регионов нередко применяется термин «латинская» или «средиземноморская готика». Однако в их интерьере мы также встретим обширное, свободно растекающееся пространство, стрельчатые арки, нервюрные своды.

Замечание 3

Средневековые монастыри Западной Европы нередко напоминали крепости. Являясь оплотом веры, хранилищем религиозных святынь и редких книг, они порой выполняли и крепостную функцию.

Обычно здания в монастыре группировались вокруг внутреннего двора, клуатра. По периметру, вплотную друг к другу располагались монастырская церковь, рефекторий (трапезная), дормиторий (спальня), скрипторий (мастерская по переписке книг). В крупных монастырях где-нибудь в стороне имелись хозяйственный двор, огород, лазарет и т.п.

Яркие примеры готической архитектуры:

  • Собор в Шартре, Франция;
  • Собор в Реймсе, Франция;
  • Собор Святого Вита, Прага, Чехия;
  • Сент-Шапель, Париж, Франция;
  • Собор в Линкольне, Англия;
  • Собор в Солсбери, Англия;
  • Церковь Святой Анны, Аннаберх-Буххольц, Германия
  • Церковь Санта-Мария-дель-Мар, Барселона, Испания;
  • Собор в Орвието, Италия;
  • Домский собор, Рига, Латвия;
  • Монастырь Сен-Мартен-дю-Канигу, Франция;
  • Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция

Рисунок 3. Собор Парижской Богоматери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Декор

Из изысканных, пахнущих стариной деталей складывается удивительная мозаика готического интерьера. Без подобранных со вкусом аксессуаров дизайн не обретёт нужную завершённость. Не только гостям, но и самим хозяевам будет приятно разглядывать причудливые вещицы, поселившиеся на полках и столешницах.

Кубки, скульптура, старинные предметы – подходящие аксессуары для декора

Подберите антикварные вазы, металлические подносы, канделябры, кресты, небольшие скульптуры. Прекрасно будет смотреться рыцарская атрибутика вроде скрещённых мечей и щита. А может, вы даже установите целую стойку с доспехами?

Удивите гостей настоящим рыцарским доспехом!

Знаковыми предметами готики также являются гобелены, витражное стекло, камин за кованной решёткой, кресло-трон. Не скупитесь на декорирующие элементы, именно они позволяют окончательно погрузить в сказку.

Витражная роза в интерьере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector