Сталинские высотные здания

Седьмая высотка: МГУ

В перечень под названием «Семь сталинских высоток Москвы» входит новый корпус 36-этажного университетского здания МГУ имени М. В. Ломоносова на Воробьевых горах (д. 1), впервые открывшего двери 1 сентября 1953 года.

Проектирование высотки осуществлялось группой архитекторов под руководством Л. В. Руднева. При возведении здания использовались новейшие для того времени технические решения, позволившие успешно построить здание переменной высоты на весьма сложных грунтах. Оформление фасадов и создание скульптурных групп было возложено на мастерскую Веры Мухиной. С учетом 58-метрового шпиля, высота здания составляет 240 м, а благодаря ступенчатой структуре первые два этажа имеют большую площадь, позволяющую оформить на 1-м этаже огромный вестибюль, а на 2-м — два величественных колонных зала, украшенных скульптурами великих ученых. Роскошь внутреннего убранства этого храма науки поражает – мраморные лестницы и различные элементы декора напоминают дворцы Золотого века. Аудитории размещаются в помещениях начиная с 3-го этажа.

В центральном корпусе (сектор «А») размещаются административные службы, факультеты, актовый зал и ДК МГУ. Боковые корпуса отданы под жилье для преподавательского состава и студенческие общежития, имеются цокольный и технический этажи. До недавних пор здание МГУ было самым высоким в Европе.

Примечания

  1. Васькин Александр. . Эхо Москвы. Дата обращения: 7 сентября 2017.
  2. . Культурное наследие. ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области. Дата обращения: 6 ноября 2014.
  3. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. — Воронеж: Воронежская государственная архитектурно-строительная академия, 1999. — С. 274. — 396 с.
  4. . www.mospromstroy.com. Дата обращения: 7 сентября 2017.
  5. . www.mmforce.net. Дата обращения: 7 сентября 2017.
  6. Владимир Седов. . www.projectclassica.ru. Дата обращения: 7 сентября 2017.
  7. . retrofonoteka.ru. Дата обращения: 7 сентября 2017.
  8. . Пикабу. Дата обращения: 15 декабря 2019.

История

По предложению И.В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, самого центрального и высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. На стилобате этого здания позже к 1967 году была возведена гостиница «Россия», которая в XXI веке была снесена, а место было отдано под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток были лишь началом грандиозного архитектурного проекта, целью которого было застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки.

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, например В.А. Сапрыкин.

История и легенды сталинских высоток

Элементы декора сталинских высоток

Сталинские высотки, на мой взгляд, являются одной из самых загадочных и притягательных достопримечательностей Москвы, визитной карточкой столицы, а также символом советской власти.

Высотки были построены по настоянию Сталина к празднованию 800-летия Москвы в рамках «обновления» (реконструкции) столицы. Истинная же причина крылась в том, что после Второй Мировой войны Москва больше напоминала приземистую деревню, чем столицу государства-победителя. В это время России просто необходимо было зафиксировать русскую мощь. Строительство высоток стало своеобразным ответом американским небоскрёбам. Однако не всё складывалось гладко: отставание СССР от Америки в развитии технологий сыграло свою роль, архитекторы фактически изобретали «велосипед», а большинство высоток строились руками зэков и военнопленных.

Все высотки начали строиться в один день: 7 сентября 1947 года в 13:00 был заложен первый камень. Изначально планировалось строительство восьми высоток, однако после смерти Сталина самая большая высотка – Дворец Советов, проект которой и лёг в основу всех «семи сестёр», так и не была закончена. Как утверждают очевидцы того времени, Хрущёв скептически относился к Сталину (вспомнить хотя бы разоблачение «культа личности») и ко всем его задумкам, поэтому строительство высоток высмеял и не воспринял всерьёз. Есть ещё одна версия произошедшего: говорят, что архитектор Чечулин сознательно затягивал процесс строительства высотки, чтобы она не была закончена и не затмила красоту храмов Кремля. Кто знает, что произошло на самом деле, в любом случае всё это уже стало историей.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1947 года «О строительстве в Москве многоэтажных зданий» проектируемые высотные здания Москвы не должны были повторять образцы зарубежных высотных задний. Но на деле же избежать этого не удалось, сталинские высотки часто сравнивают с американскими.

По утверждению экспертов, здание МИДа больше всего напоминает американскую архитектуру, в то время как все остальные высотки построены по принципу русских монастырей – многоярусными и пятиглавыми.

После строительства высоток, началось распределение квартир, которым руководил сам Лаврентий Берия. В первую очередь жильё в высотках получили сотрудники тех министерств, которые курировали строительство высоток. Остальные граждане могли лишь молчаливо завидовать. Получить в советское время отдельную квартиру, да ещё и в новостройке, когда вся страна жила в коммуналках, было фантастическим везением. Многие писатели и артисты лично писали Берии с просьбой предоставить им квартиру. Но мест на всех не хватило.

О сталинских высотках ходит много легенд, одна из самых известных, что высотки являются пирамидами, которые должны были образовать круг и аккумулировать энергию в одну точку – самую могущественную высотку в мире – Дворец Советов. Но так как этот «замысел Сталина» держался в большом секрете, архитекторы высоток должны были спрятать пропорции пирамид между отделкой и внешними деталями зданий. Как утверждают астрологи, дата начала возведения высоток тоже была выбрана не случайно, её высчитывали заранее в качестве самой удачной. По приказу Сталина строить другие объекты в день начала закладки высоток было запрещено.

По оценкам специалистов, строительство шести высоток Москвы обошлось государству немыслимо дорого, если перевести на наши деньги, то около полумиллиарда долларов и ещё столько же было отдельно потрачено на строительство Главного здания МГУ. Но архитекторы утверждают, что иначе было нельзя, что Москва потеряла бы свой облик, не появись в ней сталинские высотки.

Сегодня высотки являются туристическим объектом, а также памятником архитектуры.

Ещё по этой теме:Сталинские высотки. Часть 2.

Другие сталинские высотки

Помимо семи сестер и двух проектов, которые так и не были воплощены, также есть и другие здания, вдохновленные так называемой сталинской архитектурой:

Варшава (Польша): Дворец культуры и науки, построенный между 1952 и 1955 годами, был подарком Сталина или Советского Союза полякам. Фактически он стал называться дворцом культуры и науки имени Иосифа Сталина.

Его можно было бы даже считать восьмой сестрой, ведь он был построен по плану здания “Зарядье”, хотя и с изменениями, и за его огромную высоту: в общей сложности 237 метров. В настоящее время его используют для офисов и выставочных центров.

Прага (Чехия): Пражский Международный отель открылся в 1957 году, всего 88 метров высотой, но с очень явным влиянием семи сестер.

Бухарест (Румыния): дом Свободной Прессы-это здание, построенное в 1957 году, первоначально называвшееся Casa Scânteii (название официальной газеты Румынской коммунистической партии), высотой 104 метра.

Киев (Украина): Гостиница “Украина” была достроена в 1961 году и открыта под названием гостиница “Москва”. Небоскреб был отстроен без какого-либо остроконечного окончания, короны, антенны или колокольни.

Рига (Латвия): Латвийская академия наук была построена в 1950-х годах, но открыта в 1961 году. Здание имеет высоту 108 метров, и был официально подарено рабочими и крестьянами СССР Латвии.

Отели и жилые дома

Попасть в Семь сестер можно следующими способами:

  • Арендовать одну из квартир в жилых домах сталинских высоток. Аренда доступна на платформах типа Hotellook.
  • Также можно подняться на смотровую площадку гостиницы Украина, откуда открывается потрясающий вид на Москву.

Есть еще два небоскреба, которые не успели построить: гигантский Дворец Советов, который, как говорили, станет самым большим, высотой 415 метров, увенчанный 100-метровой статуей Ленина. Также в процессе стройки находится административное здание Зарядье.

Семь сестер можно увидеть из многих мест в столице, их главные башни выделяются своей остроконечной отделкой. Кроме того, на фасадах можно разглядеть символы эпохи, такие как советская звезда (на всех зданиях, кроме Министерства иностранных дел), а также присутствуют разнообразные скульптуры и орнаменты, показывающие великолепие страны. Говорят, что каждый из этих гигантских небоскребов имеет подземный бункер.

На этой карте вы можете увидеть расположение каждой из семи сестер:

Московский государственный университет считается самым высоким и эффектным небоскребом, он расположен рядом с Воробьевой горой (бывшая Ленинская гора) и является одним из Семи сестер.

Здание Московского государственного университета с антенной достигает высоты 240 метров и имеет 36 этажей. Это старшая из семи сестер. Строительство было начато в 1949 году и завершено в 1953 году, здание занимает площадь около 187 гектаров.

Некоторые интересные факты об этом колоссальном здании Московского государственного университета:

  • По оценкам, длина всех коридоров составляет более 33 км.
  • В нем находится 5000 комнат.
  • На вершине главной башни находится 12-тонная звезда.
  • Фасады украшены гигантскими часами, статуями и советской символикой, барометрами и термометрами.
  • Логотип Московских Олимпийских игр 1980 года, разработанная Владимиром Арсентьевым, был в значительной степени вдохновлен Московским государственным университетом.

Вокруг главного корпуса был задуман огромный университетский комплекс, принадлежащий официально названному Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова (https://www.msu.ru/), старейшему университету России, основанному в 1755 году.

Этот университет очень престижный, как на местном, так и на международном уровне. Здесь обучаются 45 000 студентов на 40 факультетах. Это один из важнейших научных центров России, выпускники и преподаватели которого получили 11 Нобелевских премий.

Внутри главного корпуса МГУ находится музей наук о Земле, расположенный между 24-м и 31-м этажами, а также есть возможность выйти на террасу, откуда открывается фантастический панорамный вид на Москву.

Однако в настоящее время университет не открыт для широкой публики и может быть посещен только по предварительной записи, с группами студентов из образовательных центров (школ, институтов, университетов и т. д.).

Две “нерожденные сестры”

Помимо семи сестер, Сталин планировал построить еще два небоскреба, которые так и не были достроены.

Дворец Советов

Дворец Советов, один из двух еще не достроенных сталинских высоток, должен был стать самым высоким и монументальным небоскребом. Его проектная высота составляла 415 метров, согласно окончательным планам, а также он должен был увенчан статуей Ленина на вершине.

Его назначение должно было стать административным, для проведения конгрессов и торжеств. Однако его строительство было остановлено в начале Второй мировой войны.

Храм Христа Спасителя был снесен в 1931 году, чтобы возвести на его месте этот небоскреб. В конце 1930-х годов заложили его фундамент. Немецкое вторжение 1941 года во время вооруженного конфликта остановило все работы.

Позже, примерно в 1960-е и вплоть до 90-х годов, на этом же месте располагался так называемый бассейн “Москва” огромных размеров. Он был открыт круглый год.

Затем бассейн убрали, и в 1994 году Храм Христа Спасителя вновь отстроили. Он является одним из самых важных православных храмов в стране и самым высоким в мире. Также были восстановлены впечатляющие золотые купола.

Некоторые данные о Дворце Советов:

  • Внутри должен был быть зрительный зал вместимостью 21 000 человек.
  • Это было бы самое высокое здание в мире, выше всех зданий Нью-Йорка того времени.
  • Бассейн был самым большим, 129 метров в диаметре.
  • Статуя Ленина, которая должна была быть установлена на вершине здания, весила бы около 6 тонн.

Административное здание “Зарядье”

Второй из сестер Сталина, которая не увидела свет, было административное здание “Зарядье”, расположенное в историческом районе с одноименным названием, рядом с Красной площадью, Собором Василия Блаженного и Кремлем.

По всей вероятности, небоскреб Зарядья затмил бы знаменитый архитектурный ансамбль, расположенный вокруг него.

Через несколько десятилетий, в 60-е годы, на том же месте была построена гостиница “Россия”, которая была снесена в 2004 году. Здесь в 2017 году был построен парк Зарядье, одно из лучших мест в мире по версии журнала Time.

Парк “Зарядье”, расположенный рядом с Красной площадью, был торжественно открыт в 2017 году. Он уже считается одним из лучших общественных мест в мире, благодаря своей современной концепции.

  • Он занимает 78 000 квадратных метров.
  • 25 200 квадратных метров отведены под концертный зал “Зарядье” – современную концертную площадку.
  • Имеется подземный паркинг на 430 машиномест.
  • Его строительство обошлось в 480 миллионов долларов.

Одной из главных достопримечательностей парка является мост через реку Москва в форме буквы “V”. Панорамный вид из парка не имеет себе равных, а также впечатляет его функциональная архитектура.

В парке также есть кинотеатр и павильоны с новейшими цифровыми медиа, в том числе уникальная ледяная пещера с интерактивной выставкой.

В концертном зале “Зарядье” находится многофункциональное пространство для проведения концертов в двух залах, один из которых рассчитан на 1560 человек, а другой поменьше-на 400 мест.

Здесь также находится амфитеатр для выступлений с ослепительной стеклянной крышей и самой необычной современной архитектурой. Это полупрозрачная конструкция, способная поддерживать теплую температуру и зимой.

Более подробную информацию вы можете найти на сайте: https://www.zaryadyepark.ru/

О проектировании и ожиданиях

Московские высотки изначально отличал необычный архитектурный облик и небывалые для города масштабы. И это несмотря на то, что в них предполагалось разместить жилье, гостиницы и государственные учреждения.

Особое внимание уделили расположению зданий в столице. Например, высотки должны были разместиться на Ленинских (сейчас — Воробьевых) горах, площади Красные Ворота, площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь), Котельнической набережной, Смоленской-Сенной площади и в других значимых местах

Возведение зданий поручили министерствам и ведомствам, располагавшим наиболее мощной в стране строительной базой. На проектирование строений давалось всего два месяца, а все необходимые подготовительные работы планировалось провести в течение 1947 года.

7 сентября 1947 года, как свидетельствует хранящаяся в Главархиве Москвы стенограмма совещания секретарей райкомов Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) столицы, посвященного празднованию 800-летия города, на 12:00 была назначена церемония закладки высотных зданий.

Церемония проходила на восьми площадках, определенных для строительства высоток. Там уже полным ходом шли подготовительные работы. В центре каждой стройплощадки соорудили прямоугольный кирпичный постамент двухметровой высоты, предназначенный для закрепления на нем памятной доски. На организованных там же митингах выступали руководители московских районов, архитекторы-проектировщики, представители трудящихся, а также руководители организаций, которым поручили строительство.

Выступавшие выразили уверенность, что работы будут выполнены качественно и завершатся в установленные сроки. Затем под аплодисменты собравшихся представитель министерства-строителя или председатель райисполкома торжественно прикреплял к постаменту памятную доску. Это был алюминиевый, покрытый бронзовой декоративной патиной прямоугольник размером около 40 на 80 сантиметров.

Как свидетельствует документ, хранящийся в архиве, доски были изготовлены в Москве, на литейно-механическом заводе управления дорожно-мостового строительства Мосгорисполкома (улица Шелепиха, дом 17). На каждой была выбита надпись: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».

“Семь сестер”

Когда вы окажетесь в Москве, вас поразят сталинские небоскребы и их внушительная высота. Хотя все они с первого взгляда покажутся вам одинаковыми, позже вы откроете для себя их уникальные истории.

Возможно, вы никогда не слышали о сталинских высотках, но если вы посетите Москву, вы не сможете пройти мимо. Они широко известны как Семь сестер, и их высота составляет от 134 до 240 метров.

Это комплекс из семи мегаконструкций, построенных в Москве между 40-ми и 50-ми годами в ознаменование 8-го столетия города (в 1947 году). Они сочетают русский барочный и готический стили с неоклассическим, также просматривается влияние архитектуры Нью-Йоркских небоскребов 30-х годов.

Они не имеют ничего общего с современными небоскребами, расположенными в Московском международном деловом центре.

“Семь сестер” расположены в разных частях Москвы и в настоящее время в них расположены университет, две гостиницы, два министерства и два жилых здания.

Проект Дворца Советов

Проект Дворца Советов был утверждён в 1934 году (архитекторы: Б. Иофан, В. Щуко и В. Гельфрейх). Строительство начали с того, что взорвали храм Христа Спасителя на Волхонке и на его месте вырыли котлован на 20 метров ниже уровня Москвы-реки. Вертикаль здания должна была подняться на 415 метров — при 80-метровой высоте венчающего его памятника Ленину. Во время строительных работ сразу возникли многочисленные трудности.

Небывалая высота требовала сверхглубокого фундамента, огромные нагрузки на все элементы сооружения — сверхпрочных материалов. С одной стороны, эти факторы притормозили стройку, с другой — дали мощный толчок развитию научных исследований в области строительства высотных зданий, укреплению технической базы и внедрению новых технологий.

Законодателем пролетарской моды стал стиль, устремлённый ввысь — к самому солнцу.

Чтобы усилить вертикальные силуэты зданий, использовали шпили, заимствованные из классики и готики. Для украшения экстерьера применяли элементы эклектики и псевдорусского стиля. По проекту вертикальные доминанты высоток, законченные массивными звёздами, должны были выделить основные ландшафтные точки Москвы.

Как известно, у нашей столицы очень сложный холмистый рельеф, прорезанный излучинами Москвы-реки, Яузы, Сетуни, сочетаемый с пологими уходящими вдаль перспективами долин

Ещё древние мастера искусно использовали необычный ландшафт города, устанавливая главные постройки так, чтобы они служили ориентирами и привлекали к себе внимание. Это и было панорамным видом Москвы в современной интерпретации

Вот таким зрелищем, по мнению создателей нового градостроительного плана Москвы 1935 года, должны были стать высотные здания, отметившие восемь основных точек столичного ландшафта.

Всего возвели семь высоток, строительство восьмой, запланированное в Зарядье (на месте гостиницы «Россия»), из-за соседства с Кремлём запретили. В сентябре 1947 года, в день 800-летия Москвы, произвели закладку семи высотных зданий.

Пройдёмся по местам, где построены московские высотки, и убедимся, что все эти точки на карте города выбраны неслучайно. Ожерелье из семи вертикалей подчёркивает историческое ядро столицы.

По замыслу архитекторов каждый крупный бриллиант виртуального ожерелья становится ориентиром определённого направления городского массива. Юго-западное обозначено широко раскинувшимися корпусами Московского государственного университета.

Здание МГУ (главный корпус)

В стенах Сталинской высотки находится главный корпус МГУ на Ленинских горах. Здание считается самым высоким из семи сооружений данного типа. Высота составляет 32 этажа и 194 м с учетом шпиля. Строительство пришлось на конец 40-х – начало 50-х гг., стиль – типичный для сталинских высоток, с элементами ампира. Башня главного корпуса, помимо традиционного шпиля со звездой, украшена также циферблатом, который считается самым большим в Европе. Фасады здания отделаны мрамором и гранитом, а также керамическими плитами. Стиль Ампир проявляется в рельефных элементах и скульптурных группах. Здание окружено парковой зоной и несколькими скверами. Также при главном корпусе МГУ расположен Ботанический сад.

Добраться до здания МГУ можно на метро, правда, от станций придется прогуляться около 15-20 минут, либо же пересесть на автобус. Ближайшей станцией считается «Ломоносовский проспект». Подойти к корпусу сбоку можно и со станции метро «Университет».

Главный корпус МГУ

Архитектура

Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (сейчас — «Украина») — первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л.В. Рудневым предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А.В. Миронов.

Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттане, Вулворт-билдинг и самым высоким на то время небоскрёбом Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»

Среди всех сталинских высоток 136-метровая гостиница «Ленинградская» выделяется отсутствием широких корпусов и миниатюрностью. С некоторых ракурсов здание похоже на средневековую башню.

Еще одна особенность «Ленинградской» — великолепная даже по меркам сталинского ампира отделка интерьеров. Архитектор Л. Поляков привлек к внутренним работам специалистов по древнерусскому зодчеству и архитектуре церквей.

Помещения отделаны дорогим мрамором, хрусталем, самоцветами. Внутри здания находится огромное количество скульптур, барельефов, мозаик, кованых элементов.

Адрес: Москва, Каланчёвская улица, 21/40.

Метро: ст. «Комсомольская».

С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а также присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.

Стоит отметить, что несмотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector